Исследовательская и проектная деятельность

Третьякова А. В., Дербоян А. К., Осадчая И. П., Каштан Т. В. Экологический проект «Красная книга России»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Много лет человек был по отношению к природе только потребителем. Пришло время совершенно новых отношений – гармоничного сосуществования с природой. Начинать такие перемены необходимо с воспитания детей. Нужно воспитывать детей в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом — на природу. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни: происходит быстрое сокращение многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Причин вымирания много, одна из них — человек, который истребляет животных ради охоты за ценным мехом, для продажи или редким зверем для зоопарков, цирков или богатых людей, для изготовления чучел животных для музеев или для украшения гостевых домиков.
Поэтому уже с дошкольного возраста мы должны воспитывать у детей бережное отношение к животным, желание защитить их.
Актуальность:
Недостаточный уровень знаний детей о животных, занесенных в Красную книгу, о Красной книге.
Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети старшей группы №4, воспитатели, родители.
Проектная идея:
• Создание в группе детского сада своей Красной книги.
Цель проекта:
• Познакомить детей с Красной книгой; узнать, какие животные в нее включены и почему.
Задачи:
• Формировать у детей первичные представления о Красной книге.
• Расширять кругозор детей о редких и исчезающих видах животных, на основе материала, доступного их пониманию, пополнять и активизировать словарный запас.
• Развивать поисковую деятельность детей, познавательно-речевую активность, связную речь, любознательность. Научить их передавать знания, полученные во время поисковой деятельности товарищам, путём составления рассказов о животных, об интересных фактах из их жизни.
•Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.
•Формировать положительный настрой и желания участвовать в театральной постановке экологической сказки для детей младшего возраста.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, желание защитить их.
• Привлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
План реализации проекта:
Этапы проекта и решаемые задачи:
1. Подготовительный (обсуждение целей и задач воспитанников, плана действий)
• Определение темы и цели работы.
• Обсуждение сроков выполнения работы с детьми.
• Обсуждение объема работы (рисунок, краткая информация)
• Уточнить формат работы.
Воспитатель и дети. Ожидаемые результаты:
Заинтересованность детей и решение проблемы.
• Сбор информации.
• Подбор иллюстраций, книг, энциклопедий, журналов, раскрасок, загадок о животных.
Воспитатель. Ожидаемые результаты: Организация специальной предметно — развивающей среды -оформление выставки книг.
• Поиск презентаций.
2. Исследовательский (реализация проекта).
• Организация специальной предметно — развивающей среды
— Оформление выставки книг.
— Акция «Принеси книгу о природе».
— Создание мини-музея «Красная книга России».
• Чтение книг, энциклопедий о животных
— Е.Чарушин «Бобры и бобрята», «Рысь и рысенок»
— Г. Снегирев «Про зверят»
— В. Малеев «Живая природа России»
— «В мире животных с Николаем Дроздовым»
— «Тайны живой природы. Медведи» (энциклопедия)
— «Я познаю мир. Животные» (энциклопедия)
— «Самые известные птицы»
— Заучивание стихотворения «Берегите природу»
• Рассматривание иллюстраций «Животные России»
• Отгадывание загадок о животных (создание картотеки)
• Проведение дидактических игр
— Лото «Животные тайги»,
— Лото «Кто где живет?»,
— Лото «Ребятам о зверятах»,
— «Напоминающие знаки»
— «Кто в кого превратился?»,
— Игра – задание «Подбери клюв»,
— «Найди животное, занесенное в Красную книгу»,
— «Кто лишний»,
— «Узнай силуэт»,
— «С какой страницы животное».
• Словесные игры:
— «Мы охотимся на льва»,
— «Кто лишний»,
— «Цепочка слов».
• Подвижные игры:
— «Кто где живет?»
— Лото «Угадай какой зверь»,
— «Медведь и пчелы»,
— «На пенёчке я сижу»,
— «На лесной опушке собрались зверюшки».
• Сюжетно-ролевые игры:
«Зоопарк», «Ветлечебница».
• Просмотр презентаций:
— «Их больше нет»,
— «Красная книга России»,
— «Амурский тигр».
• НОД:
— «Всемирный день животных»
—«По страницам Красной книги»
— Лепка «Уголок живой природы»
— Лепка «Тигриный заповедник»
— Рисование по замыслу «Амурский тигр»
• Продуктивная деятельность:
— Упражнение «Волшебная картинка» (соедини точки).
— «Обведи контур».
— Раскрашивание раскрасок животных (карандаши, мелки, гуашь)
индивидуальная работа.
Воспитатель. Ожидаемые результаты: Повысить заинтересованность детей.
3. Заключительный (подведение итогов).
• Презентация детьми своих работ — рисунок животного, рассказ о животном, его внешнем виде, повадках, интересных фактов из жизни.
•Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» совместно с родителями, детьми и воспитателями.
Дети, родители. Ожидаемые результаты: Дети научатся самостоятельно получать информацию и делиться ей (рисунок животного и краткая информация о нем). Родители помогут детям в поисках информации и расширят свой кругозор.
Воспитатель. Ожидаемые результаты: У детей сформируются знания и представления о Красной книге; животных, попавших в нее; осознание собственной значимости в создании книги.
Используемая литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.Е Гербовой. Т.С.Комаровой.
2.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия для детей 6-7 лет».
3.Н.А.Рыжова «Наш дом природа».
4.В.Ф.Гордеева, Л.Ф.Салимуллина, Мини программа «Мир вокруг
нас».
2022