Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Марина А.А. Создание интеллект-карты (Mind map) как современная педагогическая технология в изучении иностранного языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Понятие Mind map было введено психологом Тони Бьюзеном в конце 1960-х годов. На русский язык этот термин чаще всего переводится как «интеллект-карта», «ментальная карта» «карта памяти», «карта ума», «карта мыслей» и «ассоциативная карта». На мой взгляд, понятие интеллект-карты ближе всего к оригинальному термину. Этот вариант перевода я и буду использовать в дальнейшем.
Итак, интеллект-карта — это метод структуризации концепций (информации) с использованием графической записи в виде диаграммы. [3] Задумайтесь на секунду, что может быть эффективнее в образовательном процессе? Ярче всего понятие интеллект-кары может продемонстрировать именно интеллект-карта.



[4] Естественно, что существуют некие правила создания интеллект-карт. Далее я приведу самые основные из них:
1.       Возьмите лист А4 или А3 в горизонтальном положении.
2.       Используйте карандаши, фломастеры, маркеры, цветные ручки не менее трех цветов.
3.       Напишите в центре главную идею (тему) вашей интеллект-карты.
4.       Проведите разными цветами ветви от центральной идеи к периферии в четырех направлениях по типу Андреевского креста или пятиконечной звезды. [1]
5.       Подписывайте ветви логических связей только печатными буквами.
6.       Рисуйте рисунки к идеям ветвей второго и третьего уровней.



[2]

Таким образом, воображение, творческое начало, три вида памяти — зрительная, слуховая и механическая — участвуют в создании интеллект-карты. Безусловно, это активизирует оба полушария мозга человека для эффективного запоминания.
Однако вернемся к теме обучения иностранному языку. В рамках изучения английского интеллект-карты можно использовать в следующих случаях:
1.        Работа с лексическим материалом:
·          введение новой лексики
·          закрепление новой лексики
·          контроль лексических навыков
2. Работа с грамматическим материалом:
·          введение новой грамматики
·          анализ нескольких грамматических структур
·          контроль грамматики
3. Работа с текстовым материалом:
·          составление плана пересказа текста
·          составление вербальных опор для устного монологического высказывания
4. Работа с представлением информации:
·          презентация результатов проектной, исследовательской деятельности учащихся
·          написание эссе, сочинений, резюме
·          проведение «мозгового штурма»
Как видно из вышеперечисленного, методика создания интеллект-карт может оказаться очень полезной в изучении английского языка. К примеру, проходим мы с учащимися в 4 классе тему «Одежда», где требуется некая систематизация лексических знаний. На уроке необходимо объяснить учащимся правила составления интеллект-карт, продемонстрировать самые достойный образцы (желательно на другую тему), и возможно изобразить свой вариант на доске.
Многие учащиеся начальной школы привыкли работать с черновиком, что и в случае с рисованием интеллект-карты имеет место быть. Единственное, учителю следует сориентировать учащихся во времени, чтобы и черновой набросок и реальный результат урока не превышали 40 минут.
Принципиальным считаю не домысливать вместо учащихся названия ветвей основных логических связей исходящих от основной идеи (темы). Позвольте им выстроить эти связи самостоятельно, и возможно у кого-то элементы темы «Одежда» будут сгруппированы по временам года, а не по категориям «Обувь», «Головные уборы», «Верхняя одежда» и так далее.
Заключительным, но не менее важным элементом такого занятия является рефлексия в виде публикации результатов детского творчества. Это может быть небольшая выставка на стенде в кабинете английского, а может быть и виртуальный альбом сканированных интеллект-карт учащихся на сайте школы в сети Интернет.
Скорее всего, потребуется тренировка и, соответственно, не одно подобное занятие для создания действительно эффективных интеллект-карт. Однако, результат того стоит.
В заключение хочется еще раз отметить, что создание интеллект-карт это универсальный инструмент структуризации знаний, содержащий в себе возможности для реализации творческого потенциала обучающихся, активизации памяти и нестандартного мышления.
Источники:
1.       http://www.mind-map.ru/biblioteka/stati/o-mind-maps/timur-vasilenko/
2.       http://selfdesigninstitute.org/wp-content/uploads/2015/05/Screen-Shot-2016-05-09-at-8.42.08-AM.png
3.       https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей
4.       http://www.mind-map.ru
2017