НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шувалиева М. М. LEGO-конструирование как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf


Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности LEGO - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. LEGO - конструирование специалисты относят к особому виду детской деятельности, к базовому виду творческой деятельности, в ходе которой у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы. Основой образовательной деятельности с использованием LEGO - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO позволяет учиться играя и обучаться в игре.
Цель LEGO - конструирования:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к творческой самореализации посредством овладения LEGO - конструированием.
Задачи LEGO - конструирования:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счете, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. LEGO - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно - речевую деятельность дошкольников. Дети с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
Несомненно, конструирование способствует развитию дошкольников. Далее разберёмся, в каких сферах развитие детей идёт в первую очередь. LEGO способствует развитию мелкой моторики. Соединение и разъединение деталей разных размеров и форм требует от ребёнка усилий, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя её к письму, а также способствуя развитию мышления малыша. Таким образом, пока дети присоединяют детали друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, между прочим, речевой аппарат. LEGO развивает креативность и нестандартное мышление. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в LEGO самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблём. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит и не боятся сделать что-то неправильно. Именно эти условия и создают атмосферу для развития воображения и креативности. LEGO развивает внимание, умение планировать и решать проблемы. Создавая модели, дети учатся планировать свою деятельность, находить и решать проблемы, происходит развитие произвольного внимания. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой, ребёнку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся ребёнку в школе и во взрослой жизни. LEGO развивает пространственное и логическое мышление. Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также, с участием взрослых, ребёнок постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы, симметрии и баланса, и постоянно имеет возможность использовать эти знания: конструктор будет стоять только при условии, что у него будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой. Детали нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер. Все эти и многие другие открытия позволяют ребёнку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике, а также формирует познавательную мотивацию. LEGO способствует развитию речи ребёнка. Словарный запас ребёнка пополняется за счёт обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребёнок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов.
Постройки из LEGO можно использовать в играх, театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр, театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребёнка появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Дети выбирают различные LEGO - элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая тем самым их индивидуальные качества. Данное использование LEGO - конструирования способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребёнок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть «лучшую» или все по очереди.
Использование LEGO - элементов в дидактических играх и упражнениях. Воспитатель может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильные восприятия, формы и речь, можно проводить с LEGO. Педагог помещает разнообразные детали в «чудесный мешочек» и просит найти элемент определенной формы – овал (кирпичик 2x4, сапожок и т. д.). Для развития речевого творчества можно дополнить игру, например, таким образом: из выбранных деталей построить героя и придумать его историю. Хорошие результаты дает проведение игры «Запомни и повтори», направленной на коррекцию памяти, мышления и речи детей. Педагог выполняет LEGO - постройку, подробно разбирает с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти ее воспроизводят. В конце игры проводится анализ результатов. Развивая речевое творчество, в конце игры можно добавить еще одно задание: сочинить загадку о постройке. По аналoгии можно разрабoтать массу интересных игр и упражнений, в которых будут использоваться яркие красивые детали LEGO. Использование LEGO при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром. Применение дидактических упражнений с использованием LEGO - элементoв достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т.д. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребёнок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием. Большинство LEGO - игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями.
Таким образом, LEGO - конструирование по праву можно назвать не просто средством развития интеллектуальных способностей детей, а многофункциональным образовательным комплексом, который позволяет педагогу решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление дошкольников.
Таким образом, LEGO - конструирование обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста, как во всех образовательных областях, так и в процессе игры. Поэтому применение данного вида деятельности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста очень важно для их развития.

Библиографический список

1. Комарова Л.Г., Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», г. Москва, 2011 г.
2. Фешина Е.В. ЛЕГО-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: «ТЦ Сфера», г. Москва, 2012 г.
3. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие – М.: «ТЦ Сфера», г. Москва, 2008 г.


2022