НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бурыкина Т. Н. Роль профессионального знания в работе педагога

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Профессия педагога – одна из почетных в истории человечества. Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е. вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии педагога заключается в воспитании подрастающего поколения. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди. Профессиональная деятельность является одной из основных форм жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и эффективность его деятельности. Между тем трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, поскольку он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает профессиональную деятельность, признавая педагогические ценности.
Педагог является представителем одной из самых социально значимой профессии. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятие ряда обязательств. Следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности, культуры поведения, общения и педагогического общения в частности.
Педагог – это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно подражают. Обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего воспитанника. Профессия педагога требует разносторонних знаний и умений, безграничной душевной щедрости, любви и мудрости. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, заложить основу нравственных ценностей, приобщить к труду.
Деятельность педагога - это всякий раз вторжение во внутренний мир постоянно растущего человека. Всегда нужно помнить об этом, чтобы не поранить и не сломать еще не окрепший росток души. Никами учебниками нельзя заменить содружество педагога с воспитанником и далеко не каждый может стать педагогом. Самым главным и важным условием становления профессионального педагога является наличие педагогических способностей личности. Воспитывать детей не просто ответственно, но еще и очень трудно. Эту профессию можно назвать одной из наиболее важных. От профессиональных знаний и умений воспитателя ДОУ во многом зависит развитие ребенка, состояние его здоровья и психики. Особенно это важно в том случае, если дети попадают в дошкольные учреждения в младшем возрасте, когда характер только формируется, а навыков коммуникации и пользования различными предметами еще практически не имеется.
Педагог является организатором учебной деятельности обучаемых их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний ученика, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг. Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими заповедями: уважай в ребенке человека, личность, постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования, передавай знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании. Педагог обязан быть личностью, это его профессиональная характеристика. В качестве специальных способностей можно выделить следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации. В какой бы сфере деятельности ни работал педагог, ему придется работать с людьми, и в первую очередь с детьми, его профессиональное компетенция будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социальнопедагогических и других специфических процессах.
Помимо личностных и профессиональных качеств, педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции.
Перечень основных педагогических способностей:
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Дидактические способности проявляются в возможности доступно, ясно, понятно, преподнести учебный материал, в умении соответствующим образом трансформировать, самому перерабатывать учебный материал.
Академические способности связаны с наличием способности к ориентации в содержании той научной области знания, к которой относится преподаваемый учебный предмет, с компетентностью в этой области с широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.
Перцептивные способности– это способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность воспитателя, которая позволяет ему понимать личность учащихся и малейшие изменения в их состояния по незначительным внешним проявлениям в поведении и реакции.
Речевые способности проявляются в умении педагога четко и ясно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимике.
Организаторские способности – это способность педагога организовать детский коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою работу.
Авторитарные способности – это возможность педагога оказать непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, завоевать авторитет, суметь передать воспитанникам свою убежденность в чем–либо.
Коммуникативные способности – это способности педагога в организации общения с детьми, умение найти правильный подход и установить целесообразные взаимоотношения, соблюдать педагогический такт. Педагогическое воображение выражается в способности предвидеть последствия своих действий, в проектировании и прогнозировании развития личности воспитанников, в педагогическом оптимизме воспитателя, в его вере в человека.
Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
Педагогу необходимы такие нравственно волевые качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к себе и другим, критичность и самокритичность, честность, трудолюбие, терпимость и другие. Только систематическое обогащение знаниями, развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности.
В образовательных учреждениях работают творческие, беспокойные люди, энтузиасты. В процессе образования педагог решает две задачи: адаптивную, гуманистическую. Адаптивная функция связана с приспособлением воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременный фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую, воспитывающую, развивающую, психологической подготовки. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров: потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности, тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать. Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждении. Его главная задача – выявить, раскрыть и развивать все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – психологической и специальной.

Библиографический список

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М, 1972.
3. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. - метод. пособие // А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск: 2014.
2020