Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Алянчиков Д.С. Здоровый образ жизни как педагогическая проблема и предмет проектирования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для России. Забота о здоровье берёт начало в народной культуре. Народная мудрость вошла в такие памятники отечественной медицины и педагогики, как «Поучение» Владимира Мономаха (XI в.), «Домострой» (XV-XVI вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717), «Регламент, или Устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича (1721).
Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М.В.Ломоносов.
В середине XIX в. Отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом человеке и практические меры по организации здорового образа жизнив образовательных учреждениях.
Проблема антиалкогольного воспитания учащейся молодёжи были посвящены работы Г.Ф.Маркова (1912), Л.Линдрума (1913)и др. В первой российской Сергиевской школе в тот период проводилась апробация предлагаемых учёными воспитательных приёмов, создавались первые педагогические рекомендации по методике обучения трезвости.
В 1914 г. С.Успенский написал «Школу трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ». Это были популярные беседы, конечная цель которых – закрепить в сознании учащихся гибельные последствия потребления спиртных напитков и положительные качества трезвости.
Создание здоровой атмосферы в учебных заведениях издавна рассматривалось как неотъемлемая и важнейшая предпосылка формирования здорового образа жизни населения. Так, в работе В.Бехтерева «Личность и условия её развития и здоровя» красной нитью проходит мысль о зависимости здоровья детей от условий работы в школе. Учёный делает вывод, что «рациональное воспитание должно развивать в ребёнке тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами».
Исследователь В. Фармаковский (1895) особо подчёркивал, что «…школа должна быть приятно и эстетически обставлена, чтобы влиять на добрые нравы и вкусы детей, а поэтому она должна напоминать не аравийскую пустыню, а библейский эдем». В рекомендациях В. Фармаковского просматриваются попытки побудить учителей к воспитанию неотъмлимых принципов здорового образа жизни – такими средствами. Чтобы дети сами стремились к красоте, ко всему нравственному.
Исследователи В. Рахманов (1904), А.А.Соловьёва (1910), В.И.Бывальневич (1912) и др. разрабатывали основные вопросы семейного воспитания и его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни у детей.
М.И.Покровской (1901) была предпринята попытка привлечь внимание учителя к необходимости формирования здоровых привычек у школьникоа. Что должно содействовать его воспитанию в духе принципов здоровья, а И.П.Мюллер (1911) разработал естественную систему укрепления здоровья детей и предотвращения их заболеваний.
Особенно интересны разработки И.Т.Назарова. В своей публикации «Культура воли. Система самовоспитания здорвой личности» (Л.:Труженики печати, 1929) учёный отводит учителю роль ответственного за воспитание в ребёнке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым условием как для формирования положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных возможностей организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях, т.е. «приспосабливаться в любой среде обитания». Несомненная ценность этой работы И.Т.Назарова состоит в том, что в ней предлагаются довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с «идеальной» нервной системой.
С сожалением приходится констатировать, что при всём многообразии научных разработок и большом количестве проведённых исследований их результаты, выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании программ, учебных планов и квалификационных характеристиках педагогических вузов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей практики подготовки педагогических кадров, не привели к созданию единой и стройной системы «вуз-школа-семья», в рамках которой удалось бы обеспечить преемственность и взаимодействие составляющих в столь важном и общем деле оздоровления нации.
Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, это одно, а вести его – совсем другое. Все могут не курить, но многие курят. Все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья воздействия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определённая жизненная позиция и повседневное поведение.
Выбор пути создания своей индивидуальной системы здорового образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориентиров, призванных способствовать её формированию. К ним можно отнести:
- чётко сформулированную цель в жизни и обладание, психологической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;
- знание форм своего поведения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья;
- стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;
- - выработать у себя правильное отношение к жизни, воспринимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости;
- развить в себе чувство самоуважения, осознание того что вы не зря живёте, что все задачи, стоящие перед вами, вы с состоянии решить и знаете, как это сделать;
- постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека – вечно двигаться; нет никаких средств, которые бы заменили движение);
- соблюдать гигиену и правила питания;
- соблюдать режим труда и отдыха;
- быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;
- ставить перед собой достижимые цели, не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
- радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех.
Именно педагогическое проектирование может стать эффективным методом формирования и укрепления здорового образа жизни учащихся, при условии профессиональной подготовленности педагогов к настоящей деятельности, достаточной мотивированности их на укрепление социального здоровья учащихся в практической деятельности на уроках и во внеурочное время, а также, если в ходе педагогического проектирования к решению проблем по укреплению социального здоровья учащихся будут привлечены семьи учащихся как социальные партнёры школы в образовании.
Список литературы
1.       Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Стандарт второго поколения). М., 2011
2.       Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007
3.       Новолодская Е.Г. Приобщение младших школьников к самосозиданию и культуре здоровья.// Начальная школа. 2013. №8
4.       Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья. М., 2005
2018