Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (33) https://f.almanah.su/33.pdf
В связи с внедрением ФГОС НОО в образовательный процесс перед школой стоит важная задача, воспитать компетентного во всех областях школьника. Формирование универсальных учебных действий становится главным результатом реализации Стандарта. Основной упор в начальной школе делается на метапредметных результатах обучения. Для формирования коммуникативных учебных действий и решения познавательных задач положительное влияние оказывает выбор индивидуального маршрута младшего школьника. Деятельностный характер обучения становится главной целью развития личности и компетенций учащихся. Закон "Об образовании" предполагает индивидуализацию обучения, как основной путь развития современного ученика, предполагающий построение индивидуальной познавательной траектории: "персональный путь реализации личностного потенциала каждого в образовании".
В теории и практике личностно-ориентированного подхода разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, но в последние годы ведущая роль отводится качеству образовательного процесса. А качество образования в наше время невозможно без индивидуализации УВП, субъектно-субъектных отношений. Личностно-ориентированное образование имеет разнообразную трактовку: от индивидуализации и дифференциации обучения до работы с детьми-сиротами, одаренными детьми, детьми с девиантным поведением и т.д. Мы понимаем под этим типом переход от "массового" образования к личностно-субъектному, опираемся на личность ребенка, как индивидуальность, самоценность, раскрываем его субъектный опыт, строим свою педагогическую работу, учитывая не только социальный статус ребенка, но и его внутренние психофизиологические ресурсы, позволяющие, прежде всего, реализовать себя в познании.
С первой ступени обучения предлагаем вести индивидуальные карты учащихся, включающие следующие параметры:
· успеваемость по основным предметам, профильным, прикладным курсам;
· состояние здоровья, рекомендации врача;
· сведения о профессиональных намерениях, интерес к предметам, уровень мотивации;
· сведения об индивидуальных способностях личности: типологических особенностях, личностных качествах, особенностях познавательной сферы мыслительных операциях, эмоциональной сферы;
· коммуникативные, организаторские способности, социальная активность, уровень воспитанности;
· творческие результаты;
· деятельностные результаты.
Данные индивидуальной карты помогают составить реальный маршрут учащихся класса по уровню обученности, так как в школе одной из актуальных и сложных задач стало построение такого УВП, который бы в полной мере учитывал индивидуальные образовательные запросы и потребности учащихся, темп их продвижения в обучении.
Выбор индивидуального маршрута обучения для учащегося определяется:
· Уровнем готовности к прохождению данного маршрута.
· Медико-психологической характеристикой.
· Потребностями ученика и его родителей.
Задачи:
Создание комплексной образовательной среды, направленной индивидуально-личностное развитие младшего школьника;
Создание эффективной благоприятной воспитательной среды в начальной школе посредством совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования детей;
Развитие эмоций, творческих способностей, речи, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению младших школьников на основе внедрения здоровьесберегающих и образовательных технологий;
Усиление развивающих аспектов содержания всех образовательных программ;
Создание педагогического сообщества различных образовательных структур для разработки развивающих интегрированных программ и повышение профессионализма.
Реальный маршрут, на наш взгляд, поможет учащимся в индивидуальном продвижении в рамках программ профильных и стандартных курсов. Индивидуализация не предполагает обязательный учет особенностей каждого ученика. Чаще всего учитываются особенности групп учащихся, сходных по какому-либо комплексу качеств, важных с точки зрения учения. Поэтому при анализе личных карт учащихся можно выделить группы учащихся по типам памяти, темперамента, профессиональной направленности. Однако, эффективнее будет разработка индивидуального маршрута ученика. На своем классе я применила такой маршрут:
Индивидуальный и реальный маршрут ученика.
Показатели
Результаты
Рекомендации
Программы развития и коррекции
Литература
Вид занятий и сроки
Уровень мотивации в обучении
Интерес к учебным предметам в урочной и внеурочной деятельности
Деятельностные результаты:
-самореализация;
-самоорганизация;
-саморазвитие;
-познавательная продуктивность;
-рефлексия.
Творческие результаты:
-организаторская деятельность;
-участие в интеллектуальных играх;
-олимпиады;
-марафоны;
-научные продукты;
-конференции;
-ораторское искусство;
-сочинительство.
-хореография;
-спортивная деятельность
-изобразительная деятельность
Данный подход позволяет добиться эффекта погружения в предмет, а это создает предпосылки для получения в высокой степени осознанных знаний, глубоких и системных. Изменяется и организация учебного процесса, обучение в группах и индивидуальная подготовка. Занятия с учащимися, требующими коррекционной работы, очень важны, так как корректировка - один из видов индивидуальной и развивающей личность деятельности. Так, после выполнения контрольной работы или изучения темы можно разработать реальный маршрут уч-ся по коррекции ошибок в усвоении темы/по типам ошибок и усвоению ЗУНов.
Тип группы
Типичные ошибки в теме
Что надо повторить
Где найти и решить
Дополнительная литература
Сроки и вид К/Р
(перечень ЗУНов или ошибок в К/Р)
Высокий уровень
Достаточный уровень
Недостаточный уровень
Такой маршрут и коррекционная работа снижает у учащихся чувство тревожности перед занятиями и во время уроков, складывается комфортная, но, вместе с тем, и требовательная обстановка; повышается успеваемость. Ведь именно такая индивидуализация обеспечивает такую обстановку на уроке, при которой ученику сложно получить двойку.
Таким образом, учащиеся в силу своих интеллектуальных, психофизиологических особенностей выстраивают собственную программу подготовки и коррекции. Учитель выполняет сопровождающую функцию, вооружает учеников технологией деятельности и способами работы. Два субъекта, участвующие в процессе учения, удовлетворены работой, что делает процесс учения эффективным. Повышается объективная оценка и качество учебной деятельности младших школьников. Достигаются предметные и метапредметные результаты.
Благодаря правильному выбору индивидуального маршрута в классе повысился процент успеваемости, техника чтения. Подтянулись слабоуспевающие ученики.
Библиографический список:
1. Гладкая, И. В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие [Текст] / под общ. ред. А. П. Тряпициной, – СПб.: КАРО, 2008. – 192 с.
2. Ковалёва, Г. С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2-х частях. Ч. 1 [Текст] / под ред. Г.С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 216 с.
3. Пименов, А.Ю. Личностно ориентированная школа: утопия или реальность? [Текст] // Завуч. 2001, № 3.
4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст] М.: 1998.-256 с.