НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Люднева И.Б. Сказкотерапия и куклотерапия как инновационный подход к воспитанию современного дошкольника

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Современный мир непрерывно меняется. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия. Общественные изменения привели к изменениям психологическим. Следует отметить, что изменения современного дошкольника связаны не только с социальными процессами, происходящими в обществе, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современной личности, которые сопровождаются комплексом признаков: независимостью мышлением, креативными способностями детей

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает.

Дошкольный возраст — огромный, важный отрезок детства ребенка. Его не зря называют возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любознательности, любопытства. Это период значимых изменений и формирований в становлении личности ребенка. Серьезную проблему вызывает "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Компьютер, телевизор, видеофильмы прочно входят в жизнь малышей, заменяя семейное общение, чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности, где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Тревогу вызывает недостаточная социальная компетентность — беспомощность в отношениях со сверстками, неспособность разрешить простейшие конфликты, самостоятельные решения часто имеют агрессивный характер, низкий уровень коммуникативной компетентности. Для таких детей мотивация запугиванием и наказанием неэффективна. Новое поколение обладает врожденной способностью отличать, что есть правильно и хорошо, а что нет. Педагогам и родителям просто нужно дать возможность делать выбор. Таким детям нужна поддержка и принятие, а не то, чтобы их улучшали, меняли, подстраивали под существующие шаблон. Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не всё время находятся под спасительной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребёнок должен быть, хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить детей стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.

И для этого надо сформировать у детей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы ребёнок смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – ДЕТСТВО. Именно «здесь» и «сейчас» закладываются основы личности человека. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем

Самое время вспомнить слова Ш. А. Амонашвили, ученого и педагога: «Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостнее».

Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Однако, герои книг, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.

Но самая большая опасность, которая ждет наше общество сегодня – это не экономический кризис и не изменения в политической системе, - это разрушение личности. Когда материальные ценности доминируют над духовными, когда каждый готов идти по головам, только лишь бы добиться своей цели, и неважно какими путями, когда искажены представления у детей о доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме, нравственности и гуманности. Именно поэтому, перед каждым педагогом необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания дошкольника

Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но оптимальным и правильным для детей средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки. В игровой, неформальной обстановке ребята лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не умеет злиться.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей, поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.

Привлекательность куклотерапии для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, её универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей возможно научить детей быть добрыми, аккуратными, отзывчивыми, привить нравственные качества, развивать творческие способности. Поэтому в своей работе мною стали использоваться куклы.

Цель куклотерапии — помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если ребенку подобрать соответствующие игрушки, у него появляется возможность выразить свои чувства. Куклотерапию использую на занятиях, в индивидуальной работе, в практической деятельности, а также в игре.

Куклотерапия тесно связана со сказкотерапией. Специалисты А.Л. Венгер и др. утверждают, что сказкотерапию допускается использовать для детей любого возраста, начиная с рождения. Сказкотерапия признается эффективным способом формирования устойчивости эмоционально-волевой сферы личности дошкольника, так как сказка передает опыт и традиции предыдущих поколений, помогает обучить ребенка находить разницу между «добром и злом», уяснить ценности определенного социума и помогает задуматься о будущем. Рассматриваемая методика является ведущим методом социально-психологической работы с детьми, представляет собой диалог ребенка и взрослого через сказку. Воспитательный процесс через сказку известен в мире с тех пор, как появились первые сказки. Для дошкольника сказка — это не просто фантазия, а особый мир, который помогает реально оценивать окружающие сложности. В сказках дети сталкиваются и учатся разрешать самостоятельно сложные жизненные ситуации. Сказка используется как некое «Педагогическое пособие по разрешению трудных и «неразрешимых» ситуаций». Сказкотерапия широко используется для разрешения конфликтов в детской среде, улучшения социальной адаптации детей, в коррекционной работе со страхами, нарушением поведения. Для решения всех этих задач метод сказкотерапии незаменим.

Мною введен в практику кружок по сказкотерапии «Мир мой-сказка», где непосредственно использую кукольные драматизации. Для детей показываю простые спектакли. Во время театрализованных постановок сказок дети становятся более раскрепощенными, коммуникабельными, они могут «примерять» на себя различные роли, учатся сопереживать. Даже самый застенчивый ребенок, прячась за ширмой раскрывается, входит в роль и не боится проявить себя. Особой популярностью у детей пользуется пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены на двух руках. Это персонажи разных сказок: злые (волк), коварные и хитрые (лиса), трусливые (заяц и мышь), неуклюжие и ленивые (медведь), преданные (собака), добрые и ласковые (котёнок), драчливые (петух), а также куклы-человечки (бабушка, дедушка, внучка). При помощи фигурок пальчикового театра у ребят появляется возможность разыграть и проанализировать ситуации. Куклотерапия позволяет помочь ребёнку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно она эффективна в преодолении детских страхов. Для этого я в своей работе со сказкой стала использовать метод изготовления куклы. Любое изготовление куклы — это своего рода релаксация, когда ребенок погружен в творческий процесс он расслаблен и умиротворен. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, улучшается концентрация внимания. Вместе с детьми мастерим самые простые куклы. Изготовление кукол полезно и для детей, и для меня. Это сплачивает и позволяет нам лучше понимать и чувствовать друг друга. Отвергая дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть весь день. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребёнка, а потому её использование может существенно помочь ребёнку справиться с психологическими трудностями.

Также в коррекции различных затруднений у детей мне помогает театр предметов. Это нетрадиционный универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на театрализацию. В процессе «предметной» театрализации прививаю детям умение фантазировать, преодолевать трудности, корректировать собственное поведение, перевоплощаться. Игра с куклами способствует преодолению робости и застенчивости. Такую проблему корректирую при помощи настольного театра кукол. Куклотерапию провожу в индивидуальной форме, где я могу более пристально наблюдать за действиями детей: одобрить их, подсказать, а иногда и поиграть вместе с ним.

Таким образом, работая с современными дошкольниками, могу сделать вывод, что использование сказкотерапии и куклотерапии оказывает определенное влияние на ребёнка, его внутренний мир, эмоциональное развитие и положение, занимаемое в социуме. В связи с тем, что все это происходит в волшебной и игровой форме, у ребенка не создается чувства давления. Сказки великолепно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие на развитие личности и помогают дошкольнику в успешной социализации, а также являются эффективным методом психокоррекционной работы в профессии педагога.

Хочу отметить, что для достижения наилучшего результата современным педагогам необходимо задействовать все технические возможности, ведь работа педагогов направлена на интеграцию и социализацию детей, развитие их творческого потенциала. Как писал Л. Войцехович: «Было бы здорово, если бы в каждом городе был свой «кукольный домик», куда смогут приходить дети и взрослые, вместе создавать кукол, сочинять сказки, учиться слушать и понимать друг друга и окружающий мир…».

Библиографический список1. Георгиевская, Д. А. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста / Д. А. Георгиевская, С. П. Акутина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 896–899.

2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2006. — 310с.

4. Илюхина, Т. Г. Особенности воспитания современных детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст: непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 21–23.

5. Назаренко А.А., Смолянинова В.В. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 71–73.
2022