Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf
Важнейшее условие успешного развития детского художественного творчества‒разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках.
Дети с удовольствием участвуют в любой деятельности, предложенной учителем. Непривычное начало работы, яркие и разнообразные материалы, возможность выбора и еще многие другие факторы‒вот что помогает отбросить однообразие и скуку в детской изобразительной деятельности, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Развивать у детей творческие способности‒задача сложная. Первое, простейшая функция ‒ облегчить учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее. Вторая функция ‒ «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей ‒ Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес. Важно, чтобы учитель всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Я приведу некоторые примеры разнообразия учебной деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии.
1. Организация игровой ситуации на уроке. Начиная игру, учитель должен настроить детей на выполнение задания, условий игры. Перед тем как начать игру педагог сообщает на каком материале она будет проводиться, объясняет правила игры. Например, дети приносят из дома свою любимую игрушку, рассказывают о ней. Игрушки выставляются перед классом, учитель предлагает выбрать наиболее понравившуюся игрушку из предложенных (исключая свою) и нарисовать (слепить, сконструировать и т.д.) ее. Чтобы ребятам было интересно, нужно учесть возможности и заинтересованность каждого ребенка. Можно использовать не только простые, но и более сложные по форме игрушки. Одна из главных составляющих данного метода‒возможность выбора сложности исполнения задания. Рационально разделить класс на две подгруппы, потому что сложно провести данное занятие с группой из двадцати и более детей (как пример, одна группа занимается лепкой, а другая рисует).
2. Создание изображений на тему сказок. Сказки, как правило, вызывают у детей положительные эмоции. Они их очень любят, слушают их с интересом, поэтому когда учитель предлагает ребятам изобразить, слепить, сконструировать своего любимого персонажа из сказки это всегда вызывает у детей яркий интерес. Далее проводится выставка детских работ с обсуждением вместе с детьми сказочных персонажей. Работа со сказочными персонажами может быть продолжена рассказами детей о данном сказочном персонаже, придумать свое начало и свой конец данной сказки, пофантазировать над продолжением сказки, разыграть эту сказку по ролям. Класс можно разделить на несколько подгрупп, например по шесть человек. Каждая подгруппа выбирает сказку, предложенную учителем или подгруппа выбирает ту сказку, которая больше всего нравится. В своей подгруппе дети договариваются между собой кто и кого из персонажей будет рисовать или лепить. После завершения работы каждая подгруппа рассказывает о своей сказке и взаимодействии персонажей этой сказки между собой. Данный метод вызывает у детей не только интерес к данной деятельности, но и чувство коллективизма и сплоченности, товарищества.
3. Знакомство детей с природой. Это может быть комбинированный урок, например урок окружающего мира и урок технологии. Задача учителя на данном занятии научить ребенка не только правильно изображать ту, или иную форму, но еще и познакомить детей с природными объектами. Такие интегрированные уроки очень интересны, полезны по своему содержанию. К сожалению, жители города имеют весьма ограниченные возможности общения с природой, поэтому я считаю одной из важных задач на данных уроках является экологическое воспитание школьников.
Я провела с детьми интегрированный урок на тему «Природа наш друг». На данном занятии вначале была проведена беседа о том, насколько важна для человека природа, почему необходимо о ней заботиться, почему ее надо беречь. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, понимают язык природы. Ребята высказывали свою точку зрения по поводу данной проблемы и как ее можно решить. Мы с детьми обсудили, что только мы‒люди являемся одними из главных загрязнителей окружающей среды. Мною был поставлен вопрос: «Как можно решить некоторые экологические проблемы, которые окружают нас каждый день, а в частности, проблему пластиковых отходов, которые разбросаны вокруг». Как известно, пластиковая бутылка разлагается около тысячи лет. В масштабах человечества ‒ это катастрофическая цифра. Дети высказали свои предположения, как можно рационально утилизировать или перерабатывать пластик. Один из предложенных вариантов ‒ это изготовление кормушки для птиц. Ребятам было дано задание, дома с родителями подготовить из пластиковой бутылки заготовку для кормушки и принести ее на следующее занятие. На занятии дети дорабатывали кормушку, использовали различные материалы: пластилин, цветная бумага, картон, фломастеры. Получились интересные кормушки. После занятия, ребята развесили готовые разноцветные и необычные кормушки на деревьях. Дети стали класть в кормушку различный корм для птиц. В дальнейшем с ребятами были подведены итоги работы. Дети поняли, что могут внести хоть небольшой, но полезный и очень важный вклад в защиту окружающей среды. Такие интегрированные занятия позволяют детям почувствовать свою значимость, понять, что все живое прекрасно, оценить свой вклад в защиту окружающей среды.
Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу вырастить не только здоровым, но и инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу. А значит перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребенка, его творческих способностей.