НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рамазанова О. Р., Рыжинкова И. В., Десяткова О. В. Мастер-класс для родителей «Веселая азбука»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Цели: расширение контакта между педагогом и родителями; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- сформировать у родителей представление о методах и приёмах работы с детьми по обучению грамоте;
-научить родителей применять данные методы и приёмы в работе с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях;
- расширить представление родителей об играх, которые существуют с буквами.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть взрослые, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом.
Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти происходит из – за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Это приводит к низкой эффективности чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно организовать дома с детьми соответствующие игры и упражнения.
Воспитатель: - И вот сейчас я хочу вам предложить проиграть разнообразные игры и упражнения на запоминания букв, в которые вы сможете играть дома со своими детьми.
1. Разминка «Мозговой штурм»
- Назовите букву, которая обозначает непарный, твёрдый, звонкий звук. (Ж)
- Назовите букву, которая обозначает непарный, твёрдый, глухой звук. (Ш, Ц)
- Назовите букву, которая обозначает непарный, мягкий, звонкий звук. (Й)
- Назовите букву, которая обозначает непарный, мягкий. глухой звук. (Ч)
- Назовите гласную букву, которая не стоит после Ш, Ж,. (Ы)
- Назовите гласные буквы, смягчающие согласные, после которых стоят. (И, Е, Ё, Я, Ю)
- Назовите букву, которая не обозначает звука. (Ь, Ъ)
- Назовите гласную букву, которая, по сказке, боится букву Ц и всегда стоит в середине слова. (И)
- Назовите гласную букву, которая не боится букву Ц и стоит в конце после Ц. (Ы)
- Назовите слова, в которых и в середине слова после Ц стоит буква Ы. (цыган, на цыпочках, цыплёнку, цыкнул, цыц).
- Назовите парные согласные звуки.
2. Игра «Выложи букву»
Родителям предлагается выложить буквы из счётных палочек, верёвочек, семян.
3. Игра «Угадай на ощупь»
Родителям предлагается узнать букву на ощупь. (буквы из пенопласта, плотного картона)
4. Игра «Обведи букву»
Родителям предлагается обвести контур буквы, изготовленной из бархатной бумаги.
5. Игра «Обведи и вырежи»
Родителям предлагается обвести по трафарету букву и вырезать ее ножницами.
6. Игра «Вылепи букву»
Родителям предлагается вылепить буквы из пластилина.
7. Игра «Какую букву я написала?»
Родителям в парах определяют букву, прописанную на спине, на ладоне.
8. Игра «Найди букву»
Родителям предлагается найти заданную букву в предложенном тексте или в сюжетном изображении.
Заключение
А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку: «зеленую» - «владею достаточной информацией по запоминанию детьми букв»;
«желтый»«владею не достаточным объемом информации»;
«красный» - «не владею…».
Родителям раздаются памятки по теме:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ
Со старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы. Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове (хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С, учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове (назови первый звук, второй, третий…; сколько всего звуков в слове).
Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.
Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения.
Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения:
1. Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?
2. Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?
3. Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?
4. Заштриховать букву.
5. Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.
6. Написать букву в большой и маленькой клеточках.
7. Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.
8. Вылепить букву из пластилина, глины, теста.
9. Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.
10. Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.
11. Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.
12. Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой.
После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой. Например, ребёнок запомнил гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. Эти буквы, вырезанные ребёнком, лежат перед ним на столе.
1. Взрослый называет поочерёдно звуки А, О, У, Ы, Э, И и показывает соответствующие буквы на листе бумаги или на мониторе компьютера. Ребёнок ищет у себя соответствующую букву, показывает и называет её.
2. Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.
3. Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.
4. Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали.

Библиографический список

1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации.- М.:ТЦ Сфера, 2007.
2. Чиркова С.В. Родительские собрания.- М.:ВАКО, 2008.
3. Смирнова Л.М. Логопедия в детском саду: пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.
4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе.-М.: ТЦ Сфера, 2019.
2020