НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Шатрова Т.О. Методические аспекты экологического образования в обучении химии

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Формирование экологического мышления направлено на создание экологически культурного человека, бережно относящегося к окружающей среде и заботящегося о ее улучшении. В зависимости от формируемых основных видов деятельности исследователи предлагают три модели содержания экологического образования:
1. Наукоцентрированная модель содержания образования направлена на развитие у обучающихся навыков научно-познавательной и научно-исследовательской деятельности, научного познания.
2. Личностноцентрированная модель делает акцент на освоение коммуникативной, образно-познавательной, эстетической, прикладной практической, ценностно-смысловой деятельности обучающихся.
3. Культуроцентрическая модель содержания направлена на приобщение к разным пластам и видам общественной культуры путем освоения характерных для нее видов деятельности с целью самоидентификации личности в культуре и формирование личностного опыта культуротворчества[1].
Так, автор статьи «Учебно-исследовательская деятельность школьников как условие воспитания экологической культуры» Давыдова Т.С. считает, что в современной российской школе более приемлемой является наукоцентрическая модель, так как она позволяет повысить уровень познавательной активности школьников и их мотивацию на обучение и самообразование. Именно эта модель содержания экологического образования проявляется как накопление личностью глубоких знаний в области экологии; как развитие экологического научно-теоретического мышления, формирование научно обоснованных принципов применения экологических императивов в деятельности[2].
Наукоцентрическая модель способствует развитию экологического самообразования, выбору профессии с учетом экологии и здоровья. Так же, с использованием этой модели выполняются социально-значимые экологические научно-исследовательские проекты. Результатами работы над проектами является формирование экологической грамотности и мышления, повышаются показатели экологической культуры, что отвечает требованиям нового стандарта общего образования.
Содержание экологического образования должно отвечать возрастным требования и интересам учащихся. В основной школе формируются основы экологической культуры, в подростковом возрасте происходит становление субъекта учебной деятельности, который применяет полученные ранее знания для решения экологических проблем и задач. При работе над исследовательским проектом развивается рефлексия своей деятельности. В последующем при обучении в старшей школе основной задачей экологического образования является становление основ экологической образованности личности. В результате, на основе экосистемной познавательной модели и рефлексивно-оценочной деятельности обучающихся закладывается экоцентрическая модель деятельности. На основе экологического стиля мышления формируется экологическое сознание обучающихся.
Таким образом экологическое образование выступает мощным инструментом повышения качества реализации задач нового ФГОС.
Экологизация школьного курса химии предполагает формирование знаний о химических аспектах экологии:
– о веществах живой природы, о химических реакциях, связанных с проявлением жизни,
– о химических взаимосвязях организмов между собой и с окружающей средой,
– об экологических проблемах, о воздействии антропогенных факторов, связанных с химией, и о роли данной науки в решении экологических проблем.
Усвоение экологических знаний должно сочетаться с выработкой бережного, гуманного отношения к природе, с приобретением опыта активной природоохранной деятельности[3]. Вопросы экологизации образования рассматриваются в работах И. Н. Тиховновой, Н. В. Скалон, В. А. Калмыковой, Г. Ю. Полозова, Л. Н. Савиной, Е. Г. Бирюковой и других. Ими выделены основные разделы химии, при изучении которых возможно формирование экологических знаний. Показано, что полноценные представления об окружающей среде, процессах, протекающих в ней, и изменениях, вызываемых деятельностью человека, невозможны без химических знаний. В этих работах также рассматриваются различные методы и формы эффективного усвоения экологических знаний.
Экологоориентированный курс химии дает возможность привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за сохранение природы. Содержание такого курса помимо теоретического материала и химического эксперимента включает расчетные и экспериментальные задачи, экскурсии, наблюдения за природой, краеведческую работу. Необходимо формировать представления о химических параметрах окружающей среды, их нормах и пределах изменения в результате хозяйственной деятельности человека, о контроле за качеством среды и химических способах ее защиты[4].
Преподавать курс можно в разных вариантах. Один вариант предусматривает систематическое включение экологической информации в конкретные темы, другой – предполагает ознакомление учащихся с общими экологическими закономерностями и законами, предваряющими изучение химии.
Отбор экологического материала для включения в учебные программы по химии должен проводиться с учетом основных принципов дидактики. Главными критериями служат научность, доступность для изучения, логическая связь с содержанием учебного предмета, что позволяет осуществить педагогически обоснованный отбор вопросов по химическим аспектам экологии, разработать содержание и методику их изучения на уроках химии[5].
В последние годы в школе большое внимание уделяется валеологии – науке о здоровом образе жизни. Валеологические аспекты в курсе химии связаны с рассмотрением роли различных химических элементов в организме человека, физиологического воздействия различных веществ[6]. Химия, как и биология, располагает возможностями привлечь внимание к проблемам губительного воздействия алкоголя, наркотиков.
Библиографический список
1. Тиванова Л. Г. Методика обучения химии: учеб. пособие / Л. Г. Тиванова, С. М. Сирик, Т. Б. Кожухова. Кемерово.: КемГУ, 2013. С. 142.
2. Давыдова Т. С. Учебно-исследовательская деятельность школьников как условие воспитания экологической культуры / Т. С. Давыдова // Экологическое образование. 2014. № 1. С. 44.
3. Лега С. Н. Экология: учеб. пособие / С. Н. Лега, И. Н. Тиховнова. Ставрополь.: Изд-во СКФУ, 2014. С. 35.
4. Скалон Н. В. Современные аспекты экологического образования: учеб. пособие / Н. В. Скалон, В. А. Калмыкова. Кемерово.: КемГУ, 2015. С. 29.
5. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе / Г. М. Чернобельская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дрофа, 2011. С. 58.
6. Полозов Г. Ю. Проектно-исследовательская работа в области экологии и здоровьесбережения / Г. Ю. Полозов // Экологическое образование. 2014. № 1. С. 45.










2019