Библиографическое описание:
Гулий И.А. Настольные игры на уроках русского языка и литературы как средство развития учебно-познавательной компетенции // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
В настоящее время учащимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях. На такой результат направлен системно-деятельностный подход в обучении. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов учащихся.
Сущность педагогического опыта заключается в разработке дидактического материала, способствующего развитию учебно–познавательной компетенции учащихся, формированию целостного представления об окружающем мире и приобретению школьниками собственного опыта по взаимодействию с ним. Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На мой взгляд, наиболее приемлема в данном случае технология настольных игр, целью которой является развитие умственного, логического мышления учащихся.
Настольная игра - это не только развлечение. Это игры, которые благотворно влияют на умственное и психологическое развитие детей, помогают поддерживать общение в семье и в школе, учат общению друг с другом, воспитывают культуру общения в коллективе. Она приучает ребят работать и мыслить... играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления.
Основные мотивы внедрения в учебный процесс игровой (настольной игры) технологии:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы учащихся в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами.
Цель: доказать и подтвердить, что настольные игры являются необходимым и наиболее эффективным средством развития учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
· Смоделировать и апробировать структуру настольных игр;
· Проанализировать эффективность использования настольных игр;
· Создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера;
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературы. Как же добиться того, чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать. Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.
Настольные игры я начинаю использовать в 5 классе. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Затем продолжаю использовать на уроках русского языка и литературы в 6-9 классах.
Таким образом, на своей практике я и мои учащиеся, придумали ряд настольных игр, которые можно использовать на каком-либо определенном этапе урока. Целью создания таких игр является воспитание интереса к чтению и применению полученных знаний на практике. Тем самым, мы прививаем технику осознанного чтения художественного произведения, расширяем кругозор и привлекаем интерес к чтению через зрительное восприятие.
Игра 1. «Собери кусочки»
Эта игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.
По мнению психологов, собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т. д.; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику руки.
Данная игра может послужить началом урока. Например, собрав полную картину, ребята должны догадаться, о чем будут они говорить на данном уроке. Или для повторения прочитанного произведения, или для продолжения чтения данного произведения.
Правила игры:
1. Игроки делятся на команды (по 2-3 человека).
2. Ведущий раздает пазлы.
3. Игроки за определенное время должны собрать картину и угадать, из какого произведения взят рисунок, назвать автора.
4. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет картину и даст правильный ответ.
Игра 2. Лото «Фразеологизмы»
В такой игровой форме ребята знакомятся с фразеологизмами на уроках русского языка. Игра состоит из 12 таблиц с краткими толкованиями фразеологизмов и 48 карточек с соответствующими им фразеологическими оборотами.
Правила игры:
1. Участники игры получают по одной таблице и внимательно прочитывают толкование.
2. Ведущий тасует карточки и громко называет фразеологизм.
3. Тот, кому подходит названное выражение, поднимает руку, читает вслух толкование, берет карточку и накрывает ею соответствующую клетку.
4. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется в выборе фразеологизма и раньше всех закроет все клетки своей таблицы.
Игра 3. Собери пазлы «Автор и цитаты из его произведения»
Правила игры:
1. Участники игры делятся на группы и получают карточки с цитатами из произведений писателей и поэтов.
2. Ребята должны собрать соответствующие пазлы, назвать автора, прочитать цитату и запомнить ее.
3. Выигрывают те, кто правильно и по памяти назовет автора, его цитату и название произведения.
Игра 4. Игра «Верно или неверно»
Игра может проводиться по данному принципу на любом предмете. Ребята составляют верные и неверные вопросы и задают их одноклассникам. Вопросы могут быть самые разнообразные: по биографии писателя, по содержанию текста и другие. Обучающимся очень нравится такой вид работы.
Следует отметить, что работа над созданием таких настольных игр вместе с ребятами, в первую очередь, повышает интерес к учебному предмету. В настоящее время, когда все образовательные учреждение переходят на новые образовательные стандарты и делается акцент на метапредметную связь, то эта технология будет использоваться не только на уроках гуманитарного профиля, но и естественно-математического направления. Такие же настольные игры можно будет проводить не только на уроках литературы и русского языка, но, например, на уроке математики или географии. Главное, чтобы над созданием этих игр ребята работали сами, а учитель выступал не как источник знаний, а как консультант.
Такие формы работы помогают развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение и в некоторых случаях мелкую моторику.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Работая над формированием учебно-познавательной компетенции, я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться в любом коллективе.
Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих учеников сформировано стремление к познанию:
• они умеют самостоятельно работать с источником знаний;
• понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями;
• дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;
• с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
• а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Помимо этого, технология настольных игр выполняет ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью. А личностный результат является главным в компетентностном подходе обучения в федеральном государственном стандарте нового поколения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Карелова И.М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», 3, 2010.
2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования 2007. – 222 с.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. - 512 с.
4. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников / Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84.
5. Интернет – ресурсы. Википедия. Свободная энциклопедия.
Гулий И.А. Настольные игры на уроках русского языка и литературы как средство развития учебно-познавательной компетенции // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
В настоящее время учащимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях. На такой результат направлен системно-деятельностный подход в обучении. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов учащихся.
Сущность педагогического опыта заключается в разработке дидактического материала, способствующего развитию учебно–познавательной компетенции учащихся, формированию целостного представления об окружающем мире и приобретению школьниками собственного опыта по взаимодействию с ним. Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На мой взгляд, наиболее приемлема в данном случае технология настольных игр, целью которой является развитие умственного, логического мышления учащихся.
Настольная игра - это не только развлечение. Это игры, которые благотворно влияют на умственное и психологическое развитие детей, помогают поддерживать общение в семье и в школе, учат общению друг с другом, воспитывают культуру общения в коллективе. Она приучает ребят работать и мыслить... играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления.
Основные мотивы внедрения в учебный процесс игровой (настольной игры) технологии:
- гарантированность достижения результатов обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- возможность работы учащихся в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами.
Цель: доказать и подтвердить, что настольные игры являются необходимым и наиболее эффективным средством развития учебно-познавательной деятельности.
Задачи:
· Смоделировать и апробировать структуру настольных игр;
· Проанализировать эффективность использования настольных игр;
· Создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера;
Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли. Мы прекрасно понимаем, почему это происходит: ученики, загруженные уже с пятого класса, лишь частично воспринимают предлагаемую им информацию, чтение подменяют телевизором и компьютером, который необходим чаще всего для того, чтобы поиграть. Эта проблема не может не волновать учителя, и он стремится всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к урокам литературы. Как же добиться того, чтобы наш предмет приносил ученикам интеллектуальное удовольствие? Ответ очевиден: заинтересовать. Чем? Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.
Настольные игры я начинаю использовать в 5 классе. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Затем продолжаю использовать на уроках русского языка и литературы в 6-9 классах.
Таким образом, на своей практике я и мои учащиеся, придумали ряд настольных игр, которые можно использовать на каком-либо определенном этапе урока. Целью создания таких игр является воспитание интереса к чтению и применению полученных знаний на практике. Тем самым, мы прививаем технику осознанного чтения художественного произведения, расширяем кругозор и привлекаем интерес к чтению через зрительное восприятие.
Игра 1. «Собери кусочки»
Эта игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.
По мнению психологов, собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различению отдельных элементов по цвету, форме, размеру и т. д.; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику руки.
Данная игра может послужить началом урока. Например, собрав полную картину, ребята должны догадаться, о чем будут они говорить на данном уроке. Или для повторения прочитанного произведения, или для продолжения чтения данного произведения.
Правила игры:
1. Игроки делятся на команды (по 2-3 человека).
2. Ведущий раздает пазлы.
3. Игроки за определенное время должны собрать картину и угадать, из какого произведения взят рисунок, назвать автора.
4. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет картину и даст правильный ответ.
Игра 2. Лото «Фразеологизмы»
В такой игровой форме ребята знакомятся с фразеологизмами на уроках русского языка. Игра состоит из 12 таблиц с краткими толкованиями фразеологизмов и 48 карточек с соответствующими им фразеологическими оборотами.
Правила игры:
1. Участники игры получают по одной таблице и внимательно прочитывают толкование.
2. Ведущий тасует карточки и громко называет фразеологизм.
3. Тот, кому подходит названное выражение, поднимает руку, читает вслух толкование, берет карточку и накрывает ею соответствующую клетку.
4. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется в выборе фразеологизма и раньше всех закроет все клетки своей таблицы.
Игра 3. Собери пазлы «Автор и цитаты из его произведения»
Правила игры:
1. Участники игры делятся на группы и получают карточки с цитатами из произведений писателей и поэтов.
2. Ребята должны собрать соответствующие пазлы, назвать автора, прочитать цитату и запомнить ее.
3. Выигрывают те, кто правильно и по памяти назовет автора, его цитату и название произведения.
Игра 4. Игра «Верно или неверно»
Игра может проводиться по данному принципу на любом предмете. Ребята составляют верные и неверные вопросы и задают их одноклассникам. Вопросы могут быть самые разнообразные: по биографии писателя, по содержанию текста и другие. Обучающимся очень нравится такой вид работы.
Следует отметить, что работа над созданием таких настольных игр вместе с ребятами, в первую очередь, повышает интерес к учебному предмету. В настоящее время, когда все образовательные учреждение переходят на новые образовательные стандарты и делается акцент на метапредметную связь, то эта технология будет использоваться не только на уроках гуманитарного профиля, но и естественно-математического направления. Такие же настольные игры можно будет проводить не только на уроках литературы и русского языка, но, например, на уроке математики или географии. Главное, чтобы над созданием этих игр ребята работали сами, а учитель выступал не как источник знаний, а как консультант.
Такие формы работы помогают развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение и в некоторых случаях мелкую моторику.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Работая над формированием учебно-познавательной компетенции, я создаю благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть конкурентными, активными, способными адаптироваться в любом коллективе.
Это позволяет мне уверенно сказать, что у моих учеников сформировано стремление к познанию:
• они умеют самостоятельно работать с источником знаний;
• понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника, ведут контроль над своими действиями;
• дают грамотное сравнение, анализ, обобщение, классификацию и систематизацию материала;
• с удовольствием участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
• а главное, у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Помимо этого, технология настольных игр выполняет ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и обособлению, сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью. А личностный результат является главным в компетентностном подходе обучения в федеральном государственном стандарте нового поколения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Карелова И.М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», 3, 2010.
2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования 2007. – 222 с.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. - 512 с.
4. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников / Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 43-84.
5. Интернет – ресурсы. Википедия. Свободная энциклопедия.