НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Николаева Н. Б., Григорьева М. М., Дмитриева О. Ф. Использование русского фольклора в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста


Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (51) https://f.almanah.su/51.pdf

Одним из основных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. И перед нами, педагогами, стоит важная задача – создать условия для сохранения здоровья воспитанников, разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс. Используя в своей работе эти технологии, мы можем в значительной степени улучшить физическое, психическое, умственное и социальное благополучие подрастающего поколения. Человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем, в том числе проблем воспитания ребёнка. Поэтому воспитательный процесс в дошкольном учреждении не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый ребёнок может гармонично расти и развиваться, быть жизнерадостным, работоспособным, обладать устойчивостью к неблагоприятным внешним факторам.
В нашем детском саду эта проблема решается с разных сторон, в том числе и обращением к традиционному русскому фольклору. Фольклор – универсальное, ничем не заменимое здоровьесберегающее средство. В детском саду созданы условия для фольклорных занятий: имеются тематические папки и книги по темам «Праздники, традиции и обычаи русского народа», «Из истории русского народного костюма», «Русская изба», предметы старины, русские народные музыкальные инструменты, элементы русского народного костюма. Собрана картотека русских народных подвижных игр и фонотека с русскими народными песнями, сказкам и прибаутками.
Всем нам известно, что первая песня, которую слышит ребёнок после своего рождения – это колыбельная. Уже тогда, прислушиваясь к тихому, спокойному голосу мамы, ребёнок успокаивается. И постепенно, такое спокойное, мелодическое пение у ребёнка развивает творческое мышление, память, что важно для становления уравновешенной психики. На занятиях с детьми мы тоже предлагаем для слушания и пения колыбельные песни. Дети их всегда определяют по исполнению, «качающейся», спокойной, тихой мелодии. Девочки качают кукол, напевая колыбельную. Такое пение снимает у детей тревожность, возбуждение.
В детском саду есть дети с речевыми проблемами. Некоторые из них не могут произнести слова со сложной слуховой структурой. По своему опыту мщжем сказать, что такие дети, как правило, и в музыкальном развитии отстают от своих сверстников. У них наблюдается аритмичность, плохой мелодический слух, музыкальная память, точное интонирование. Существуют упражнения, которые могут исправить речевые нарушения дошкольников. В этом нам помогает логоритмика. Занятия с элементами логоритмики детям очень нравятся. Это и слово, и игра, и тактильный контакт со сверстниками. Такие занятия способствуют улучшению настроения детей, их памяти, мелкой моторики, и как следствие, у детей улучшается речь. Элементы логоримики, которые мы включаем в повседневные занятия с детьми: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, пальчиковая гимнастика и игровой массаж.
Малые формы фольклора мы используем как артикуляционную гимнастику для развития подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов.
Пример:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала…
(Вытянуть губы вперёд трубочкой).
Для тренировки артикуляционного аппарата используем различные приговорки птицам:
Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда -
Га-га-га! Га–га-га!
А индюк среди двора -
Бал-бал-бал!
Балды-балды!
Наши гуленьки сверху -
Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно -
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Ранним утром поутру
Нам споёт – ку-ка-ре-ку!
Так же на занятиях с детьми мы применяем чистоговорки. Это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
Произносим эти упражнения сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук. А затем, темп увеличиваем, но не снижаем качество произношения. Такие упражнения активизируют весь организм ребёнка, способствуют развитию его голосового аппарата, закрепления правильного произношения звуков.
На занятиях у детей особой популярностью пользуются пальчиковые игры с использованием русского фольклора. Такие игры развивают мелкую моторику рук, речь и правильное звукопроизношение, а также улучшает общее физическое состояние ребёнка.
Пальчик – мальчик.
Пальчик – мальчик, где ты был (все пальцы, кроме большого сжаты в кулак)?
С этим братцем - в лес ходил (показать указательный палец),
С этим братцем – щи варил (показать средний палец),
С этим братцем – кашу ел (показать безымянный палец),
С этим братцем - песни пел (показать указательный палец).
Одним из эффективных методов совершенствования работы речевого аппарата мы считаем применение приёмов самомассажа, так как недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в нечётком или неправильном звукопроизношении, невнятности речи. Работая над совершенствованием речевого аппарата дошкольников, мы пришли к выводу, что необходимо проводить с детьми дошкольного возраста упражнения с использованием самомассажа мышц лица, ушей, кистей рук.
Самомассаж «Лисонька».
Утром лисонька проснулась.
Вправо, влево потянулась.
В кулачок все пальцы сжала,
Ручки-лапки растирала,
Ручки, ножки и бока,
Вот какая красота!
А потом ладошкой,
По ручкам и по ножкам!
Пошлёпала, пошлёпала,
И бока немножко.
Ай- да, лисонька- лиса!
До чего ж ты хороша!
Библиографический список
1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2004. – № 17. – С. 5-20.
2. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 239,[1] с.;
3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. 304 с.
2022