Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Трофимова Э.В. Роль и место иностранного языка в медицинской профессии с точки зрения студента медицинского колледжа

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


В новом XXI веке, провозглашённом Юнеско веком полиглотов, весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. Основой бытия и мышления нового XXI века является диалог различных культур. Всем известно, что распространение и изучение иностранных языков является одним из важнейших условий человеческого прогресса. Языки нужны для того, чтобы получать знание и уметь использовать их в профессиональном общении.
Иностранный язык в медицинском колледже рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста.
Специфика обучения иностранному языку в медицинском колледже предполагает особый подход к преподаванию предмета.
Нами была разработана анкета, с помощью которой мы выяснили мнения студентов колледжа относительно роли и места иностранного языка в будущей профессии.
В ходе исследования было опрошено 200 студентов отделения «Лечебное дело», 66,5% которых имеют текущую оценку по иностранному языку «Хорошо», 31% - «Отлично», и 2,5% - «Удовлетворительно».
Сначала участникам было предложено ответить на вопрос:
Необходимо ли современному среднему медицинскому работнику знание иностранного языка? На который 88% ответили утвердительно и только 12% отрицательно.
В следующем вопросе мы попросили респондентов выразить своё личное отношение к необходимости знания иностранного языка и получили такие результаты: 73 % опрошенных очень хотят хорошо знать иностранный язык, несмотря на возможные трудности в обучении, 24% отметили, что им вполне достаточно имеющейся школьной базы, и только 3% ответили, что им хорошее знание иностранного языка в жизни не пригодится, следовательно, нет необходимости его изучать.
Вопрос «Какие преимущества даёт среднему медицинскому работнику хорошее знание иностранного языка?» стал причиной активного обсуждения у студентов. 38% ответили, что знание иностранного языка поможет, если придётся общаться с иностранцами. 24% опрошенных отметили, что знание иностранного языка помогает в саморазвитии, по 12% голосов набрали варианты «знание иностранного языка поможет получить более высокооплачиваемую работу» и «знание иностранного языка помогает в повседневной жизни». 9% считают, что знание иностранного языка поможет в дальнейшем обучении в ВУЗе, 5% студентов ответили, что знание иностранного языка не даёт никаких преимуществ.
В исследовании мы также хотели выявить основные причины трудностей при изучении иностранного языка студентами медицинского колледжа. Таковых было выявлено довольно много, это:
- низкий уровень знаний, полученных в ходе изучения иностранного языка в школе, или отсутствие базового уровня указали 56% обучающихся;
- нехватка учебников и других необходимых учебных пособий по иностранному языку мешает 21,5% опрошенных
- отличие системы преподавания от школьной отметили 12,5% студентов
- 10% респондентов указали, что не испытывают трудностей в обучении
Таким образом, большая часть обучающихся испытывают трудности в изучении иностранного языка из-за недостаточного объёма знаний, полученных в школе.
Далее при анкетировании студентам был задан вопрос:
Какие пробелы в знании иностранного языка Вы бы выделили у себя в первую очередь? 40% участников опроса указали недостаточный словарный запас по иностранному языку. 34,5% ответили, что это недостаточность в знаниях грамматики изучаемого языка. 15,5% имеют трудности с чтением, а 10% не умеют делать переводы текстов.
Завершающий вопрос в анкете звучал так: Как вы считаете, нужно ли изучать иностранный язык в медицинском колледже? По результатам опроса большинство опрошенных (55%) считают, что изучать иностранный язык в колледже необходимо, 31% затруднились ответить, и 14% - не нуждаются в изучении иностранного языка в колледже.
После проведенного исследования можно с уверенностью сказать, что студенты медицинского колледжа понимают важность знаний иностранных языков для будущей профессии. Анализ результатов проведенного анкетирования позволяет определить мотивы будущих медицинских работников при изучении иностранного языка (знание иностранного языка помогает в общении с иностранцами и в повседневной жизни), их цели (обучение в ВУЗе, саморазвитие, получение более высокооплачиваемой работы), осознание ими роли иностранного языка в профессиональной информированности. Следует констатировать тот факт, что студенты высоко оценили место иностранного языка для своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности и, самое важное, что большинство респондентов готовы совершенствовать степень владения иностранным языком.

Библиографический список

1.       Козырева Л.Г., Шадская Т.В. Английския язык для медицинских колледжей и училищ. «Феникс», 2013. 320 с.
2.       Темчина Н.А., Тылкина С.А. Пособие по английскому языку для медицинских училищ. М.: «АНМИ», 2012 г. 158 с.
2019