Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Махмутова Н. А. Технология сотрудничества как средство формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся на уроках истории при работе с историческими документами

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


В нашем стремительно меняющемся мире невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников без создания условий для самостоятельного усвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя [1, с.4].
Целью технологии сотрудничества на уроках истории является развитие социальной культуры школьников, предоставление каждому возможностей в личностном становлении и развитии через процесс формирования и активизации познавательной деятельности [2, с.3]. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо управлять ими, развивать познавательную деятельность обучающихся [3, с.3].
Особенностью обучения в технологии сотрудничества является чередование групповых и коллективных форм взаимодействия для достижения общей цели. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе[4, с.6].
Принципы технологии сотрудничества: 1) индивидуальная ответственность: каждый член группы отвечает за свою часть работы;
2) члены команды обязаны полагаться друг на друга, т.е. должна быть позитивная взаимозависимость; 3) несмотря на то, что часть заданий обучающиеся выполняют индивидуально, а часть в интерактивном режиме, между ними должно существовать прямое взаимодействие.
Её участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы, моделируют ситуацию, оценивают действия друг друга, погружаются в атмосферу учебного сотрудничества. Результат такого общения–создание условий для переживания обучающимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности. Все ребята – и слабые, и неуверенные в себе включаются в совместную работу. У детей пропадает страх, появляется желание отвечать на уроке. Каждый член группы выполняет свои определенные задачи и это заставляет его работать, так, чтобы не подвести команду.
В технологии сотрудничества используется проблемный метод обучения. Эффективными средствами, с помощью которого ребята могут самостоятельно сформулировать проблемный вопрос, являются видео, картины художников, высказывания выдающихся людей, беседа.
Технология сотрудничества позволяет развивать универсальные учебные действия: личностные – умение применять правила делового сотрудничества, считаться с мнением другого человека; коммуникативные – формулировать ответы на вопросы, строить осознанную речь, познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках для выполнения учебного задания, умение структурировать, анализировать учебный материал, оформлять в схемы, таблицы; регулятивные – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей, самостоятельно выбирать средства в достижении цели.
Для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках истории большое значение имеет работа с историческими документами как источниками исторических знаний. Они – непосредственные памятники прошлого, и в силу этого обладают убедительностью и доказательностью. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Самостоятельный анализ документов дает обучающимся возможность выработать умения исследовательской работы [2, с.156].
Так, при изучении темы «Русская Правда – первый свод законов Древней Руси» целесообразно организовать групповую работу с первоисточником. На уроке по изучению статей Русской Правды шестиклассникам предстоит ответить на проблемный вопрос: способствовало ли принятие Русской Правды установлению законности и порядка в русских землях? При изучении древнего русского документа можно создать 4 группы: юристы – изучают законы, социологи – социальные отношения, экономисты – хозяйственную жизнь, культурологи – обычаи. После работы над документами выступают представители групп, затем коллективно делаются выводы об особенностях политического, экономического, социального строя древнерусского государства в середине 11 века, после принятия первого свода законов. Обучающиеся в своих выступлениях приводят аргументы в поддержку утверждения, что принятие законов способствовало установлению порядка, или опровергают данное утверждение. Такая деятельность позволяет развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия.
При изучении темы «Опричнина Ивана Грозного» большой интерес у школьников вызывают отрывки из трудов отечественных историков, в которых они дают оценку причинам опричнины. Это труды С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Н.И.Карамзина, В.Б.Кобрина, Р.Г.Скрынникова. Каждая группа изучает адаптированный текст исторического сочинения, находит причины опричнины и оформляет в тетради в виде таблицы. Затем каждая группа отчитывается. После отчетов ребята отвечают на проблемный вопрос: у историков существует единая точка зрения на причины опричнины? Анализ документов позволяет ребятам разобраться, в чем сходство и различие во мнениях историков на данную проблему. Обучающиеся отрабатывают умение находить в тексте информацию, анализировать ее, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий, находить сходство и различие в исторических процессах и явлениях.
При изучении реформ Ивана Грозного целесообразно использовать извлечения из таких документов как «Об отмене кормлений» (1556 г.), «Уложение о службе» (1556 г.), «Стоглав» (1551 г.), отрывки из «Судебника» (1550 г.).
При изучении темы «Народные движения» в 7 классе необходимо создать проблемную ситуацию, в результате которой ребята самостоятельно выдвинут цель урока в виде вопроса: почему 17 век назвали «бунташным»? Учитель организует работу в группах с использованием следующих документов: «О Соляном бунте 1648 года», «О Медном бунте 1662 года», «О восстании под предводительством Степана Разина», а также мнения историков: В.О. Ключевского (о Соляном бунте), И.Л. Андреева (о Медном бунте), С.Ф. Платонова (о Степане Разине). Участники группы готовят краткое сообщение о народном восстании по плану: 1) дата восстания; 2) причины восстания; 3) территория, охваченная восстанием; 4) участники; 5) требования восставших; 6) основные этапы восстания; 7) итоги восстания. По ходу выступления групп ребята делают выводы, сравнивают восстания и отвечают на проблемный вопрос.
В конце каждого урока проводится рефлексия. Обучающиеся дают самооценку результатам своей деятельности, а также деятельности группы («Знаю что», «Знаю как», «Знаю зачем»).
Как организовать контроль сформированности универсальных учебных действий? Образовательный результат – это то, что обучающийся может продемонстрировать по окончании образовательной деятельности. Результат можно получить через действие, которое учитель может наблюдать и диагностировать. На уроках с применением технологии сотрудничества учитель может фиксировать и оценивать действия обучающихся и делать выводы, насколько успешно идет формирование и развитие УУД. Например, познавательные УУД: находят нужную информацию в тексте, оформляет ее в виде таблицы, схемы; регулятивные: определяет пути и способы решения учебного задания; коммуникативные: выступает на уроке с ответом, выражает свое собственное мнение; личностные: включается в работу, значит проявляет устойчивый интерес к изучаемой теме.
Таким образом, технология сотрудничества позволяет осуществить требования к результатам освоения основной образовательной программы по истории при изучении исторических документов, а также способствует формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий, так как позволяет заинтересовать учебным предметом каждого ребенка.

Библиографический список

1. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе: Практическое пособие для учителей. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
2. История. Обществознание. 8-11 классы: современные технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Г.М. Лемина, А.Х. Сабирова. Волгоград: Учитель, 2014.
3. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.сост. Н.Н. Коржова. Волгоград: Учитель, 2015.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений под редакцией Е.С. Полат. М.: изд.центр «Академия», 2008.
5. Методика преподавания истории в средней школе / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. М.: Просвещение, 1986.
6. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М.: «Знание», 1985.
2020