Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Смогаржевская М. А. Способы формирования исследовательской компетенции у обучающихся на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


На данном этапе развития образования существует целый перечень нормативных документов, которые предъявляют требования к результатам педагогической деятельности. Сегодня в портрете выпускника ведущую роль играет далеко не накопление энциклопедических знаний, а овладение универсальными учебными действиями, практическим опытом деятельности и достижение метапредметных результатов. Все эти требования зафиксированы в федеральных государственных образовательных стандартах. И одной из наиболее эффективных технологий, призванных воплотить эти требования в жизнь, считается исследовательская деятельность в школе.
Самый продуктивный способ познания – это самостоятельная познавательная деятельность, но под руководством грамотного наставника. Об этом удачно высказался Луи Паскаль: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим». Актуальным вопросом становится создание условий для поисковой деятельности. В этом и заключается назначение исследовательской деятельности, которая ведёт к формированию у учащихся одной из важнейших компетенций - исследовательской.
«Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [2]. Исследование всегда ориентировано на конкретный результат, на метапредметные умения, развивает творческий и интеллектуальный потенциал школьника. Исследование одновременно и соответствует требованию индивидуализации образования, и при этом способствует социализации школьника (на новый качественный уровень выходят, например, взаимоотношения «учитель-ученик»). Современная исследовательско-проектная деятельность – это ещё и применение всевозможных инновационных технологий, расширяющих образовательное пространство урока.
Проектирование исследовательских работ в области филологических и гуманитарных наук всегда считается наиболее затруднённым. Потому что проблемный вопрос не всегда очевиден, а результат не будет представляться конкретным. Процесс исследования предполагает штудирование объёмного материала художественных книг, критической литературы, исторических сведений и других источников. Как подойти к организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в школе?
Во-первых, не стоит забывать, что цель преподавания русского языка – это не только обучение грамотному письму и произношению, но и формирование представлений о родном языке как о развивающемся живом организме, который меняется точно также, как и человек менялся в процессе эволюции. Согласно Стандарту, цель изучения курса русского языка — это «овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач» [3]. Во-вторых, проблема – это изначально любое несоответствие, любой парадокс, ответ на который неизвестен (или не имеет единого верного ответа).
Даже ученику начальной школы такие несоответствия уже известны. Например: в школе изучается орфоэпия. Орфоэпические правила – это правила, заложенные в словаре, это единственно верные нормы произношения, их соблюдают в школе учителя и ученики. Почему эти нормы зачастую не соблюдаются за порогами образовательного учреждения? Множество несоответствий можно встретить и в теоретическом материале языка, которые учителю порой с трудом приходится объяснять обучающемуся. Вспомним прилагательные, обозначающие признак предмета, а не его действия или состояние. Тогда почему в некоторых предложениях прилагательные оказываются сказуемыми?
Оба этих вопроса отвечают запросам исследовательской деятельности. Во-первых, они опираются на предметные знания, которые у школьника уже имеются. Во-вторых, они требуют дополнительного изучения материала, глубоко исследования вопроса, чтобы найти на него ответ. В-третьих, учащемуся будет необходимо рассмотреть уже имеющиеся точки зрения по выбранной проблеме. Возникает вопрос: как и каким образом отбирать эти точки зрения? Поэтому непременным условием развития исследовательской компетенции является обучение ребёнка конспектированию, выборочному чтению, работе с дополнительными источниками и ссылками. И все эти навыки развиваются, в первую очередь, на уроках словесности. Обучение этим исследовательским навыкам проходит под чутким руководством учителя. Для начала он сам отбирает статьи, аргументируя их важность для исследования. Демонстрирует, как удобнее всего выделять нужные фрагменты, как сокращать текст, как подготовить этот материал к защите перед одноклассниками, что должно входить в электронную презентацию и т.д. Уровень сложности поисковой деятельности, очевидно, зависит от возраста обучающегося.
Другим незаменимым элементом исследовательской компетенции является навык составления научного текста. Система стилей речи изучается в начальной школе, затем повторяется в начале каждого учебного года. По традиционной системе обучения предполагалось сообщение учащимся общих сведений о научном стиле речи. Современного же ученика нужно не просто погрузить в специфику научного текста, а обосновать практическую необходимость уметь грамотно составлять научный текст. На конкретных примерах текстов можно продемонстрировать специфику научного текста: сферу его употребления, отличительные признаки, речевые клише, композицию научной статьи и её элементы (что такое тезис, какие бывают типы аргументов, как формулировать цель и выводы и т.д.).
Исследовательский потенциал имеет работа с лексическим значением слова на уроках русского языка. Ведь навык составления глоссария, то есть выбор ключевых понятий и формулирование их значения в контексте исследования, является составной частью исследовательской компетенции. Работа со значением слова на уроке языка – это не только обращение к конкретному словарю, но и умение найти все возможные значения слова, его этимологию, сферу употребления, т.е. полноценный процесс поисковой деятельности. А.И. Введенский определил сущность понятия как «мысль о предмете, рассматриваемом со стороны его существенных признаков, или же о целой группе предметов, рассматриваемых со стороны их общих существенных признаков» [1]. Действительно: умение грамотно формулировать научное понятие относится к метапредметным и обуславливает успешное формирование логического мышления.
Итак, исследовательская деятельность в школе является одной из форм организации учебного процесса и предполагает поиск ответа на проблемный вопрос. Исследовательский процесс включает целый ряд задач для обучающегося: обозначить и сформулировать проблему, изучить и обобщить теоретический материал по теме, подобрать методы исследования, выполнить практическую часть исследования, обобщить сведения и подготовить выводы. Исследование – это всегда решение некоторой учебной проблемы, противоречия. Для успешного формирования данной компетенции необходимо постоянно мотивировать его к активной поисковой деятельности.
Уроки русского языка представляют целый спектр возможностей для развития исследовательской компетенции: будущий выпускник учится выделять главную информацию в тексте и строить план-конспект; создавать и редактировать научный текст; публично выступать; работать с терминологией; дискутировать на лингвистические темы и аргументировать свою точку зрения; искать ответ на проблемный вопрос; давать анализ своей работе и работе одноклассника, выделяя для этого критерии. Обучению поиску информации обуславливает прочное усвоение знаний, способствует активизации мыслительной деятельности и, что самое главное, формирует у выпускника навыки самообучения и самоорганизации.
Библиографический список
1. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. – СПб., 1912. – С. 65.
2. Ушакова О.В. Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия. URL: dinastia-ulk.narod.ru›DswMedia/issled_pnpo.doc
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
2021