Библиографическое описание:
Лошакова И.В., Дягилева Е.И., Иванова О.В., Костина Л.Н. Формирование жизненных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках ритмики // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Целью работы по формированию жизненных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках ритмики мы видим в том, чтобы научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными, воспитать положительные качества личности
Слово «ритмика» произошло от слова «ритм» - что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слушать, слышать и ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательности времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная сторона сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, её осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально- насыщенного движения.
Урок ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Хореография – понятие очень широкое, буквально означает в переводе с греческого «писать танец». Но со временем этим словом начали называть все, что относится к искусству танца: балет, бытовой танец, профессиональное искусство, самодеятельное искусство.
Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие для воспитания ребенка, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Проанализировав известные сведения из истории возникновения и развития танцевального искусства, применяемых к общедоступным занятиям ритмикой и танцем, можно выделить четыре основных критерия развития личности ребёнка: физическое развитие, эстетическое развитие, умственное развитие (познавательное развитие), творческое развитие.
Физическое развитие. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Проблема здоровья детей сегодня стоит так остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
В процессе учебных занятий у школьников снижается работоспособность, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояния сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Эстетическое развитие. Подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, учит лучше воспринимать художественные произведения как в литературе, так и в искусстве.
Умственное развитие (познавательное развитие). Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры. Изучение танцев своего народа и должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Творческое развитие. Занятия танцами дают представление об актёрском мастерстве, формируют художественную индивидуальность, умение подать себя на сцене, что прививает навык публичных выступлений.
Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Для отслеживания физических данных, танцевальных детей и динамики развития музыкально-двигательных способностей предлагается диагностика, выделяющая следующие параметры:
- Гибкость – показатель пластичности тела, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
- Растяжка - эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
- Ориентация в пространстве – умение ощущать свое тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
- Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений чередований сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
- Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
Для диагностирования художественно-творческих способностей учитываются следующие параметры:
- Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
- Художественный вкус – умение преподнести себя в соответствии с эстетическими нормами танцевального номера.
- Исполнение в ансамбле - исполнение одного танца совместно, согласованно, соразмеряя свою художественную индивидуальность и индивидуальностью остальных членов ансамбля.
- Импровизационное мастерство - формирование своего имиджа и творческой инициативности в постановке танцевальных номеров.
Начальная школа-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя в ней способ самовыражения, взаимопонимания. Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания детей.
Любимым видом музыкальной деятельности детей является музыкально-ритмическая (танцевальная) деятельность.Ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому необходимо создать максимальные условия для реализации его двигательной активности, как в регламентированной, так и нерегламентированной (самостоятельной) деятельности.
Ритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья – это некий симбиоз методик, дополняющих друг друга и являющиеся составными звеньями системы коррекционной работы. А совместная деятельность с логопедическими занятиями, уроками музыки и физкультуры помогает развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Эти занятия может проводить любой педагог, заинтересованный в коррекции такого состояния детей.
Список использованной литературы
1. Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб., 1997
2. Горшкова Е. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.,1993
3. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.,
2000
4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
5. Кулагина И.Е. Художественное движение. – М., 2003
Лошакова И.В., Дягилева Е.И., Иванова О.В., Костина Л.Н. Формирование жизненных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках ритмики // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
Целью работы по формированию жизненных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках ритмики мы видим в том, чтобы научить их быть по возможности коммуникабельными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, быть культурными в поведении и вести здоровый образ жизни, быть полезными, воспитать положительные качества личности
Слово «ритмика» произошло от слова «ритм» - что означает равномерное чередование каких-нибудь элементов. Ритм можно слушать, слышать и ощущать не только в музыке, но и в окружающей нас действительности: ритм дождя, ритм падающих снежинок, последовательности времен года, смена дня и ночи, солнечных и пасмурных дней, ритм определенных действий, ритм жизни, где светлая и темная сторона сменяют друг друга. Получается, что ритм можно уловить во всем, что нас окружает. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, её осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально- насыщенного движения.
Урок ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Хореография – понятие очень широкое, буквально означает в переводе с греческого «писать танец». Но со временем этим словом начали называть все, что относится к искусству танца: балет, бытовой танец, профессиональное искусство, самодеятельное искусство.
Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие для воспитания ребенка, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Проанализировав известные сведения из истории возникновения и развития танцевального искусства, применяемых к общедоступным занятиям ритмикой и танцем, можно выделить четыре основных критерия развития личности ребёнка: физическое развитие, эстетическое развитие, умственное развитие (познавательное развитие), творческое развитие.
Физическое развитие. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Проблема здоровья детей сегодня стоит так остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»
В процессе учебных занятий у школьников снижается работоспособность, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояния сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Эстетическое развитие. Подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, учит лучше воспринимать художественные произведения как в литературе, так и в искусстве.
Умственное развитие (познавательное развитие). Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры. Изучение танцев своего народа и должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Творческое развитие. Занятия танцами дают представление об актёрском мастерстве, формируют художественную индивидуальность, умение подать себя на сцене, что прививает навык публичных выступлений.
Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Для отслеживания физических данных, танцевальных детей и динамики развития музыкально-двигательных способностей предлагается диагностика, выделяющая следующие параметры:
- Гибкость – показатель пластичности тела, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
- Растяжка - эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
- Ориентация в пространстве – умение ощущать свое тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
- Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений чередований сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
- Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
Для диагностирования художественно-творческих способностей учитываются следующие параметры:
- Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
- Художественный вкус – умение преподнести себя в соответствии с эстетическими нормами танцевального номера.
- Исполнение в ансамбле - исполнение одного танца совместно, согласованно, соразмеряя свою художественную индивидуальность и индивидуальностью остальных членов ансамбля.
- Импровизационное мастерство - формирование своего имиджа и творческой инициативности в постановке танцевальных номеров.
Начальная школа-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя в ней способ самовыражения, взаимопонимания. Музыка является одним из ярких средств эстетического воспитания детей.
Любимым видом музыкальной деятельности детей является музыкально-ритмическая (танцевальная) деятельность.Ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому необходимо создать максимальные условия для реализации его двигательной активности, как в регламентированной, так и нерегламентированной (самостоятельной) деятельности.
Ритмика для детей с ограниченными возможностями здоровья – это некий симбиоз методик, дополняющих друг друга и являющиеся составными звеньями системы коррекционной работы. А совместная деятельность с логопедическими занятиями, уроками музыки и физкультуры помогает развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Эти занятия может проводить любой педагог, заинтересованный в коррекции такого состояния детей.
Список использованной литературы
1. Буренина А. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Спб., 1997
2. Горшкова Е. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.,1993
3. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.,
2000
4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2000.
5. Кулагина И.Е. Художественное движение. – М., 2003