НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Метелкина З. З. Приемы развития познавательного интереса к географии у учащихся 7‑х классов

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание Российского образования. Высокое качество обучения служит средством общего развития учащихся, а последнее, в свою очередь, содействует успешности обучения. Но современный ученик получает огромное количество информации вне школы и интерес к учебной деятельности со стороны некоторых обучающихся снижается. Становится необходимым искать пути решения данной проблемы.
В кратком словаре по философии интерес обозначен как избирательная направленность человека. Если избирательная направленность обращена к области познания, то это познавательный интерес.
Г.И. Щукина в своем труде «Проблема познавательного интереса в педагогике» дает следующее определение понятия познавательного интереса:
познавательный интерес – это интерес к познанию, область которого - познавательная деятельность, где происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование».
У школьников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленный различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Выделяют три уровня познавательного интереса Таблица 1.
Таблица 1. Уровни познавательного интереса
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1. Высокая познавательная самопроизводительная
активность
1. Познавательная
активность, требующая
систематических
побуждений учителя.
1. Познавательная
активность.
2. Интерес к сущности
явлений и процессов, к их взаимосвязям и закономерностям.
Стремление разобраться
в трудных вопросах
2. Интерес к накоплению информации, в основе
которых лежат факты,
описания. Постижение
сущности познания
только при помощи
учителя.
2. Эпизодический интерес к эффективным и занимательным сторонам явлений при отсутствии интереса к их сущности.
3. Интенсивно, с
Увлечением протекающий процесс самостоятельной
деятельности.
3. Зависимость процесса
самостоятельной
деятельности от
ситуации, наличия
побуждений.
3.Мнимая самостоятельность
действия (списывание с доски, у соседа по парте),частые отвлечения.
4. Стремление к
преодолению трудностей.
4. Преодоление
трудностей с помощью
других, ожидание помощи.
4. Полная бездеятельность при затруднениях.
5. Корреляция интересов
и склонности
5. Эпизодические занятия
предметом интереса.
5. Отсутствие склонности к каждому либо виду деятельности.

Существую разнообразные методики, позволяющие выявить уровень познавательного интереса у учащихся, например анкета.
Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.
1. Зачем ты ходишь в школу?
2. Является ли география твоим любимым предметом?
3. Почему именно этот предмет тебя привлекает или не привлекает?
4. Переживаешь ли ты, если получил плохую оценку?
5. Ты сам на уроках поднимаешь руку, чтобы ответить на вопрос
учителя, или ждешь, когда тебя спросят?
6. Списываешь ли ты у соседа?
7. Листая книгу и увидев в ней интересную иллюстрацию, ты
захочешь прочесть ее описание?
8. Чем ты занимаешься дома на досуге?
9. Встанешь ли ты в длинную очередь за билетами на научную
выставку или в музей?
10. Обрадуешься ли ты, если тебе на день рождения подарят какую-
либо книгу?
11. Хотел бы ты стать учителем?
Работа с учащимися, имеющими разные уровни познавательной активности, включает различные приёмы развития познавательной деятельности. Анализ периодической методической литературы показал, что в практике учителя, используются разнообразные приемы развития познавательного интереса.
Приемы, активизирующие деятельность учащихся на этапе мотивации, способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. Например, при изучении темы «Природа Австралии» рассказываю о том, что в Австралии произрастают удивительной формы «Бутылочные деревья». В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников, так как деревья растут в самых сухих областях. Второй резервуар находится в средней части дерева и содержит сладковатый питательный сок. А из коры этого дерева аборигены получают волокно.
2. Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.
- Название этой страны на латыни звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина)
- «Анды» на языке инков означают медь, медные горы.
- На каком континенте находится государство, название которого означает «страна честных людей»? (В Африке государство Буркина-Фасо)
- Название, какой европейской страны происходит от славянского слова «поле», т.е. ровное, гладкое место? (Польша)
3. Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.
Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи.
-Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)
- Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?
- Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной?
4. Прием создания проблемной ситуации позволяет не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
·          Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?
·          Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 300 к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова.
Приемы активизации деятельности учащихся на этапе рашения поставленной проблемы:
5. Эвристический прием, сущность которого состоит в том, что учитель задает учащимся трудный вопрос (но не проблемный, т.е. учащиеся располагают знаниями для ответа на него) и наводящими вопросами подводит учащихся к ответу на него: Почему Антарктида самый холодный материк?
·          Каково географическое положение материка?
·          Чем представлен покров материка?
·          Какова высота материка над уровнем моря?
·          Какое количество солнечных лучей попадает на материк?
·          Какова продолжительность дня на материке?
·          Наблюдается ли разница в температурах во внутренней и прибрежной частях материка.
6. Исследовательский прием характерен тем, что учащиеся имеют возможность на основе проведенных ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу.
7. Прием «Аналогии». Дети с трудом понимают, в чем заключаются взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Аналогом природных компонентов могут выступить «семь волшебных джинов», которые соперничают между собой. Каждый джин определенного цвета: джин «Растения» - зеленый, джин «Вода» - голубой, джин «Почва» - коричневый и т.д. Для наиболее наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов необходимо прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета (цвета соответствуют цветам джинов) Затем растворять поочередного каждого джина (краску) в демонстрационном стакане с прозрачной водой. Цвета в стакане будут меняться, показывая действие - компонентов, друг на друга, так как каждый цвет в сочетании с другим цветом дает совсем иной оттенок. Каждая краска повлияет на общий цвет воды в стакане. И не забудьте джина под названием «Человек» сделать черным цветом и растворить его в стакане последним, тем самым продемонстрировать, как экологически «плодотворно» человек влияет на всю природу.
8. Прием прогнозирования.
- Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста (дамбы)
- Известно, что Ниагарский водопад, расположенный между озерами Эри и Онтарио, из-за размыва горных пород водой постепенно отступает к озеру Эри. Предположите, что может произойти, когда водопад достигнет этого озера.
Приемы активизации познавательной деятельности на этапах актуализации и систематизации полученных знаний:
9. Прием узнавания предполагает использование заданий на узнавание объектов, явлений по признакам. Например, работа с диаграммами, художественным описанием.
10. Прием моделирования позволяет развить самостоятельность учащихся при решении географических ситуации.
Покажите примерно на схеме, как располагались бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части? Где бы в таком случае был бы самый влажный климат (покажите синей штриховкой), а где – самый сухой (покажите красной штриховкой)? Где вдоль берегов проходили бы теплые течения, а где холодные?
11. Прием нахождения причинно-следственных связей. Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений.
·          Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.5
·          Австралию почти по середине пересекает южный тропик. 1
·          В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.3
·          Австралия – достаточно жаркий и самый сухой материк.2
·          Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.
12. Прием «Почта». Учащимся предлагается классифицировать географические объекты по конвертам. Например, предлагается 5 конвертов с регионами Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная, Южная и 15 государств Африки. Задание: разложить соотнести страны и регионы.
13. Прием «Найди лишнее» Найдите лишний объект в рельефе Африки:
·          Низкая Африка, Средняя Африка, Высокая Африка.
·          Капские горы, Драконовы горы, Альпийские горы.
·          Бразильское плоскогорье, Эфиопское нагорье, Нагорье Тибести.
·          Атлас, нагорье Ахаггар, Мадагаскар.
·          Везувий, Килиманджаро, Камерун.
14. Прием схематизации. (рис.1)











Рисунок 1. Рельеф суши

15. Прием
«Найди ошибки»

Большая часть южной Африки находится севернее 30
0
с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические. В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток.
16. Прием
«Создай карту»
Учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты (рис 2.)





Рисунок 2. Создание карты Африки



Таким образом правильный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации учащихся.
Библиографический список
1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.
2. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.
2022