НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лыгина О. В. Установление эмоционально-личностного контакта с детьми с РАС

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Существует определённый ряд психологических особенностей, свойственных детям РАС. Данные особенности проявляются в разных сферах, основными из них являются: поведенческая, эмоционально -волевая сфера, познавательная.
Поведение детей с аутизмом представляется нам крайне своеобразным, но мы должны его понимать, для установления эмоционально -личностного контакта.
Таким детям свойственны: тревожность, стереотипии в поведенческой сфере, страхи (иногда фобии), погруженность в себя.[2] Интересным является то, что все перечисленные особенности вполне легко могут сочетаться с повышенной возбудимостью, расторможенностью, агрессией. Им свойственны негативные реакции на любые изменения их привычного образа жизни (изменения в питании, одежде, пеших маршрутов). И здесь находится главное отличие, дети РАС — не обращаются за помощью для решения данных неудобств, а напротив, сильнее отдаляются от своих близких, уходят в аутостимуляцию для устранения ощущения дискомфорта.[3]
Касательно страхов детей РАС, это могут быть предметы издающие резкие и громкие звуки, также не стоит забывать об «особых страхах», связанных с сверхчувствительностью (тактильной или кинестетической в том числе). Что приводит к активному негативизму ребенка.
Важно помнить: у детей РАС нарушен механизм построения эмоционально-личностной связи, но они могут и умеют привязываться к близким («значимый взрослый») или предметам.[2]
Проявление нарушений у детей РАС начинается с самого раннего возраста (отсутствие комплекса оживления). Ребенок не будет фиксировать взгляд на лице человека, не будет проявлять положительных эмоций в виде двигательной активности или смеха. Для аутичных детей зачастую характерно отсутствие социально-эмоциональной взаимности, также в период стресса они не ищут поддержки окружающих, более того — не принимают поддержку. В связи с чем они имеют ряд недифференцированных эмоций. При работе с детьми РАС стоит учитывать недоразвитие в речи, координаты «Я» - ядра временно-пространственной системы языка. Это говорит о том, что дети, со временем, начинают говорить от первого лица, то есть употреблять местоимение «Я» лишь после 6-8 лет (в норме у детей ядро личности формируется к 3 годам), но при эхолалии дети могут произносить «Я» намного раньше. [3]
Исходя из всех признаков мы можем говорить о недоразвитии субъективности индивида детей РАС, а также о его всевозможных трудностях при осуществлении построения собственной деятельности и взаимоотношений с другими людьми. Специфические нарушения определенных движений и модели поведения могут проявляться в стереотипиях, персеверациях и плохой переносимости внешних изменений. Дети РАС могут неосознанно совершать действия, которые приводят к самоповреждению.
Но не смотря на все перечисленные трудности, установить контакт с ребенком РАС можно, достаточно знать основные правила. Изначально необходимо установить доверительный, эмоциональный контакт с ребенком. [2]
Для этого необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок не любит или не хочет общаться. Чтобы выстроить доверительное общение, необходимо проводить его в спокойно обстановке, нужно исключить громкий голос и резкие движения. То есть взрослый не должен быть активен, не стоит прибегать к активной жестикуляции. В ситуации с ребенком РАС не стоит пытаться заинтересовать ребенка привычными способами: пристальным взглядом или попыткой предложить на что-то посмотреть (это заставит ребенка замкнуться). Взрослый должен сидеть спокойно и иногда поднимать глаза на ребенка, улыбаться ему, необходимо дать ему освоится, самостоятельно изучить ситуацию и взрослого. [1] Можно также начать спокойно делать то, что делает ребенку, и через совместную деятельность выйти на контакт, именно это заинтересует и успокоит ребенка. После проявления первой заинтересованной реакции ребенка, в виде смеха или попыток заглянуть в лицо взрослому, можно начать играть также как с ребенком до года, то есть закрыть лицо руками или прятаться и появляться снова. [2]
При дальнейшем поддержании контакта необходимо положительно эмоционально комментировать действия, то есть проговаривать все действия вслух и объяснять смысл их действия, это поспособствует созданию особенной предметно-развивающей среды. Результатом такой работы будет появление у ребенка большей направленности на окружающих и интерес к окружающему миру, это приведет к уменьшению «аутистической защиты». Однако не стоит забывать о том, что ребенок РАС все равно останется сверхчувствительным к пристальному взгляду, громкому голосу и резким движениям взрослого. Если взрослый будет пренебрегать этими особенностями, то ребенок «откатиться» назад сильнее прежнего, и наладить с ним контакт в дальнейшем будет еще сложнее.[3]
Приходя к выводам, мы можем выделить основные компоненты успешного построения эмоционального контакта с детьми РАС:
- Терпеливо и спокойно объяснять ребенку смысл его деятельности;
- Научиться улавливать мелкие вербальные и невербальные сигналы от ребенка, которые свидетельствуют о его дискомфорте;
- Не опираться на биологический возраст ребенка, а учитывать его реальный возраст;
- Создать доброжелательную и спокойную, но требовательную среду для благополучного развития;


Список используемой литературы:
1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 46–56.
2. Богдашина О. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера // - М.: Наш Солнечный Мир, 2016. - 304с.
3. Никольская О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – 6-е изд., стер. – М.: Теревинф, 2010. – 288 с.
2021