Методическая работа в образовательном учреждении стала развиваться с начала прошлого века, рассматривалась как помощь специалиста и поддержка педагогов разного профессионального уровня. Современное образование внесло корректировки в сущность методической работы. Сейчас это процесс взаимодействия всех членов педагогического коллектива, в ходе которого создаются условия для непрерывного профессионального роста и развития компетентностей педагогов, направленный на создание условий для реализации воспитательно-образовательного процесса. В нашем детском саду методическая работа проводится в рамках методической службы. Методическая служба организована на дифференцированной основе. Дифференциация осуществляется по квалификации педагогов, стажу и опыту работы.
Рисунок 1. Модель службы методической помощи ДОУ Основной целью методической службы является - организация непрерывной деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах качественной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ Задачи: 1) проанализировать состояние образовательно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ; 2) изучить результативность педагогического опыта в ДОУ, обобщить и распространить; 3) сформировать банк информации по основным направлениям системы развития образования; 4) создать условия для повышения профессионального уровня педагогов; 5) оказать поддержку педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации. Методическая служба ДОУ работает в непрерывном цикле по четырем направлениям: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная деятельность.
Рисунок 2. Направления деятельности службы методической помощи Данные направления не являются временными этапами. Аналитическая деятельность может проводиться не только в виде мониторинга профессиональных и информационных потребностей педагогов для дальнейшего планирования методической работы, но и как промежуточный мониторинг результативности деятельности службы методической помощи. Консультационная деятельность осуществляется по плану работы службы и по конкретному запросу педагогов в течение всего года. Своевременное информирование педагогов о новых психолого-педагогических разработках в системе дошкольного образования является важным условием качественной организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ. Разработка учебно-методических комплексов, создание банка программ и сбор другой педагогической информации процесс постоянный. Организационно-методическая деятельность направлена на обобщение или обогащение педагогического опыта членов педагогического коллектива. Содержание методической работы определяется уровнем профессиональной компетентности педагогического коллектива, основных направлений развития ДОУ и выполняет две функции:
Рисунок 3. Содержание методической помощи Исходя из функций, выбираются формы реализации методической помощи:
Функции
Формы работы
Оказание методической помощи педагогическому коллективу × Семинары-практикумы, × тематические педагогические советы, × научно-практические × конференции, × творческие отчеты, × круглые столы, × мастер-классы, × открытые занятия, × деловые игры, × разработка учебно-методических комплексов, × создание банка программ. Оказание методической помощи конкретному педагогу × Индивидуальные консультации, × наставничество, × стажировка, × работа над темой самообразования, × курсовая подготовка, × участие в сетевых образовательных сообществах, × авторские разработки. Очень важно, чтобы методическая помощь педагогам была системной, дифференцированной и поэтапной. Деятельность методической службы регламентируется положением о данной структуре. Ежегодно разрабатывается члена методического совета и утверждается заведующим ДОУ план работы на текущий учебный год. Приказом утверждается состав службы, назначаются руководители групп, наставники. Формируется банк данных о педагогах, сведения о темах самообразования, график прохождения аттестации педагогами ДОУ, график проведения открытых занятий и мероприятий, ведутся протоколы заседаний. Библиографический список: Интернет ресурсы: 1. «Современные модели и формы методической работы» file:///C:/Users/Metodist/Downloads/MR_Sovrem_metod_metod_work.pdf 2. Яковлева А.М. «Методическое сопровождение педагогической деятельности» https://www.menobr.ru/article/65136-metodicheskoe-soprovojdenie-pedagogicheskoy-deyatelnosti