Штыкина О.В. Инновационные технологии в образовательном процессе школы
Библиографическое описание:
Штыкина О.В. Инновационные технологии в образовательном процессе школы // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
С 2011года на базе Багдаринской СОШ Баунтовского эвенкийского района проходят ежегодно Педагогические чтения работников образовательных учреждений района. В работе Педчтений принимают участие руководители и заместители руководителей учреждений образования, педагоги всех уровней и ступеней образования, признанные мастера педагогического труда и их молодые коллеги.
Основная цель мероприятия: обозначить самые значимые и актуальные проблемы образования, продемонстрировать творческие подходы в решении педагогических задач, обобщить и распространить педагогический опыт учителей.
Позитивным результатом Педчтений можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения проблем образования, в формировании мотивации у педагогов к самообучению, саморазвитию.
Продуктом традиционных Педчтений является ежегодный выпуск сборника материалов педагогических чтений Баунтовского района совместно с республиканским научно-методическим советом ГАО ДПО РБ «БРИОП».
Мероприятие содержит два основных этапа проведения: мастер-классы и представление собственного опыта работы педагога в виде доклада.
Я являюсь непосредственным участником традиционных Педагогических чтений. И хочу представить ряд моих статей, в которых представлены описание современных педагогических технологии, применяемые мною в работе. К инновационным технологиям относятся технология критического мышления, технология мастерских, технология проблемного обучения, игровая технология. На мой взгляд, с помощью перечисленных выше технологии достигаются основные задачи современного образования: подготовить выпускника, способного ориентироваться в меняющихся ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных проблем, творчески мыслить, грамотно работать с информацией.
Применение технологии педагогических мастерских на уроках математики.
В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы с целью улучшения знаний учащихся, развития их разносторонних интересов и способностей, выбора профессии, подготовки выпускников к поступлению, особенно актуальным является формирование у учащихся общеучебных знаний, умений, навыков.
Основной путь обучения, ведущий к успеху – сотрудничество и сотворчество учителя с учениками. К знаниям нужно идти через интерес, нужно учить работать, учит поиску, исследованиям. В своей работе я на это и опираюсь. В основе работы лежит идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, идея дифференциации и индивидуализации обучения.
Руководствуясь принципами системно-деятельностного подхода, учитываю способности и интересы учащихся, стараюсь развить творческие способности и в конечном итоге научить каждого. Моя педагогическая задача – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью; помочь ему найти свое индивидуальное место в жизни. Поэтому в своей работе использую проблемные ситуации в исследовательской деятельности учащихся.
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.
Актуальность технологии заключается в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная формы деятельности, и обучение идет от одной к другой.
Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создает условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формируют эту проблему и предлагают варианты ее решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.
Технология мастерских позволяет обеспечить усвоение материала каждым учеником. Данная форма урока дает возможность учителю уделить особое внимание более слабым ученикам, отвечая на их вопросы.
Важным принципом работы является внимание к речевому развитию: учащиеся в классе должны много говорить, записывать и отвечать на вопросы. Они объясняют свои действия, вслух разъясняют свои мысли, ссылаясь на известные правила, факты, высказывают догадки, задают вопросы. Необходимо к этому приучать детей, чаще задавать вопросы «Почему», «Как можно объяснить», «Как ты думаешь». На таких уроках дети учатся отвечать на вопросы, ставить вопросы к тексту, рассказу учителя, ответу ученика, вести диалог на материале учебных тем с использованием средств наглядности.
Уроки в данной технологии дают положительные результаты в работе, так как дают задания, требующие анализа, сравнения, наблюдательности, обобщение, действия в измененных ситуациях.
Основные этапы мастерской
1. Индукция – этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – все то, что побуждает ребенка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – все то, что способно вызвать поток ассоциации. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
2. Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, модулями. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема, отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками информации.
3. Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждаются и выдвигаются гипотеза, способы ее решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы. Идет работа по выполнению заданий, которые дает учитель.
4. Социализация – соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Дается одно задание на весь класс, идет работа в группах. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
5. Афиширование – вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идей, защищают свои творческие работы.
6. Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждению к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).
7. Рефлексия – осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ осуществленной учеником деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.
Уроки в технологии мастерских дают положительные результаты в работе. Все они проходят организованно, живо, интересно. В процессе работы привлекаются как произвольное, так непроизвольное внимание. Так как даются задания, требующие анализа, обобщения, внимания, наблюдательности, действия в изменённых ситуациях.
Приемы критического мышления на уроках математики.
Что такое критическое мышление? Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интегрируют, дискутируют, сочиняют.
Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предлагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
Представлю некоторые приемы технологии, которые чаще использую в работе.
Таблица «Знаем – Хотим узнать - Узнаем» (З-Х-У)
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по теме. Для начала спрашиваю, что они знают. В колонке «Хотим узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста.
«Концептуальная таблица»
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, заполнение, исправление. В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
Прием «Сводная таблица»
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предлагаем сравнить какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.
Прием Инсерт (insert)
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки.
I – interactive: самоактивизирующая «>» - уже знал;
N – noting: системная разметка. «+» - новое.
S – system: для эффективного «-» - думал иначе.
E – effective: чтение и размышление «?» - непонятные моменты, есть вопросы.
R – reading; T – thinking/
Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и четким.
Прием «Кластер»
Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь, пучок, созвездие) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала:
· на этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
· на стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
· на стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Прием «Зигзаг» или «Отсюда - туда»
Класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы. На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску то, что детям уже известно по данной теме. Затем распределяются задания, каждый член группы получает объект исследования. На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола с №2 и т.д. после изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его на листе, ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, то есть обмен полученной информацией в группе. Сведения, поступившие от всех членов группы, обсуждаются и оформляются в «Сводную таблицу».
Использование технологии поможет учащимся понять и принять цели урока, а главное – научит учащихся самостоятельно учиться, обрабатывать информацию, выделяя главные идей и мысли текста.
Проектная деятельность в школе.
Важнейшая задача, которую я поставила на данный момент, работая в школе – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств. В условиях перехода к стандартам второго поколения особенно актуален поиск эффективных форм, методов работы школы, когда акцент делается на обучение через практику, самостоятельную деятельность ученика.
В моей практике проектная деятельность занимает лидирующее место среди разнообразия направлений новейших педагогических технологии.
В первую очередь такой метод позволяет формировать у школьников разнообразные компетенции и умения, полученные путем применения их в практической деятельности.
Мною разработана и апробирована программа курса «Проектная деятельность учащихся» по предмету математика в соответствии с требованиями ФГОС, рассчитанная на два года обучения: 1-й год для учащихся 6 класса «Введение в проектную деятельность» 2-й год для учащихся 7 класса. Задача проектной деятельности - создать такие условия для учащихся, при которых будет полноценным личностное развитие, а также активное формирование их жизненной позиции.
Основными целями являются:
· изучение в процессе работы над проектом процессов, объектов, значимых для ученика;
· освоение методики проектной деятельности в процессе работы;
· овладение метапредметными умениями и навыками.
В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными предметами: информатика (программа Word, PowerPoint, Excel), русский язык (грамотность изложения мысли, поиск и обработка информации), технология (создание творческого продукта из бумаги, пластилина, картона и др.), что вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность.
Проекты обязательно содержат:
1. значимую в творческом плане проблему, задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска;
3. Самостоятельную, групповую или парную деятельность учащихся;
4. Структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов);
5. Определение методов деятельности.
Содержание работы над проектом можно разделить на 3 этапа:
· Вводный этап. На этапе раскрываются основные понятия проектной деятельности: что такое проект, типы проектов; требования к организации теоретических и практических исследований; виды информационных ресурсов; методы проекта; общая схема исследования/проекта: выбор темы исследования, постановка проблемы и обоснование актуальности выбранной темы; определение объекта/предмета проекта и т.д.
· Основной этап. Работа учащихся или группы учащихся над проектом отражает общую схему исследования. Занимает большую часть времени работы над проектом.
· Защита проекта. По итогам проведенного курса учащиеся должны представить проект – итоговую, самостоятельную работу, выполненную под руководством педагога, в которой отражается вся работа учащегося, его личные достижения (обработка информации, составление отчетов, презентации, докладов).
Представление детьми своих результатов работы – публичная защита проектов. По завершению работы над проектом учащиеся получают сертификаты о прохождении курса «Проектная деятельность». Лучшие работы отмечаются и рекомендуются членами жюри для участия в районных научно-исследовательских конференциях.
В результате проектной деятельности учащиеся проявляют творческий подход, самостоятельность в поиске, анализе, отборе нужной информации по заданной теме, приобретают собственный опыт в области исследовании. В результате проделанной работы создают продукт, имеющий значимость для них самих. Хочется отметить наиболее интересные работы:
«История математики» – создание газеты по истории математики, в которой ученик отобразил историческую цепочку развития множества чисел, а также озвучил ряд имен ученых, внесших большой вклад в развитие математики;
«Действия с десятичными дробями» - создание памятки по правилам действий с десятичными дробями, в которых прописаны не только правила, но и образцы примеров на действия, также памятки были размножены на общее количество учеников класса, для использования учениками на уроках математики; «Математическое лото» - создание математической игры; «Кроссворды по геометрии» - создание ряда геометрических кроссвордов; и др.
Проектная деятельность положительно оценивается и педагогами нашей школы, и самими учениками. Она позволяет развивать творческие и неординарные способности, содействует формированию всесторонне развитой личности, увеличивает интерес к получению новых знаний и умений.
Игровая технология на уроках математики
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно его понять. Применение игровых технологии позволяет удовлетворить требования ФГОС к современному уроку: осуществляется сотрудничество между учителем и учащимися, формируются социальные компетенции; изменяется роль учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.
Дидактическая игра – не самоцель урока, а средство обучения и воспитания. Основная цель игры – стимулировать интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения. Идея соревнования по бальной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием.
Дидактические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
ü Игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно. Например, «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур) », «Веселый математический поезд»);
ü Игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки»);
ü Игры-предположения («Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»);
ü Игры-загадки (Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание – это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения);
ü Игры-беседы (игры-диалоги) (В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение).
Интеллектуальная игра – эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с интересом. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном уроке.
Приведу ряд примеров дидактических игр на уроках математики.
Пример 1. Тема «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)
Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей при помощи отрезка. Результат – определенный рисунок.
Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.
Эта игра очень нравится учащимся.
Игра «Морской бой» тоже нравится учащимся.
Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.
Пример 2. Тема «Действия с целыми числами» (6 класс)
Игра «Математическое лото»
Каждому ученику выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями и маленькие, их больше, чем заданий. На маленьких – результаты вычислений. Ученик должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение целых чисел, правило сравнения, правило сложения, вычисление, деление, умножения целых чисел и др. Затем ученики выполняют полученные задания.
Пример 3. Игра «Магические квадраты»
А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.
Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.
Пример 4. Тема «Десятичные дроби»
Игра «Цветочек»
В листе цветка помещается дробь, которую нужно сложить, умножить, разделить, вычесть. Дроби, с которыми нужно произвести эти действия, записаны на лепестках цветка.
1) 1,5 ∙ 0,02
2) 3,75 ∙ 0,02
3) 3,4: 0,02
4) 0,08 + 0,02
5) 4,02 + 0,02
6) 5,3 – 0,02
После того, когда ученики выполнят указанные действия, рисует на доске такой же цветок тот, кто первым выполняет все вычисления, только в лепестках пишет результаты вычислений.
Пример 5.Тема «Действия с рациональными числами»
Игра «Брейн - ринг»
Применяется при закреплении или повторении темы. В игре принимают участие 4 команды. Команды начинают решать задания одновременно после сигнала учителя. Команда, которая первой выполняет задание, звонит в колокольчик. Первые две команды, ответившие правильно, получают по баллу. За нарушение дисциплины баллы снимаются. Каждая команда после ответа собирает карточки и сдаёт на проверку, затем получает новое задание. Время выполнения задания 2 минуты. Задания подбираются по определённой теме урока.
Успех работы учителя зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у школьников живой интерес, любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.
Собственный опыт работы в школе, а также посещение и анализ уроков других учителей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить, рассуждать.
Литература.
1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.: Просвещение, 2002.
2. Методики и технологии обучения математике. Лабораторный практикум: Учебное пособие для студентов математических факультетов педагогических университетов/ под научной редакцией В.В. Орлова – М., 2007.
3. Михайлова Е.Ю. Педагогические мастерские как инновационные формы организации обучения математике/ Е.Ю.Михайлова, Р.А.Утеева// Математическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов IV Межд. научной конференции «Математика. Образование. Культура», 2009, - Ч.2.