Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Цаплина Е. А. Клубный час «По страницам любимых книг»

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf


Актуальность проблемы.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.
Цель: Создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
·          Развивать умение ориентироваться в текстах произведений;
·          находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, при прослушивании;
·          преобразовывать информацию из одной формы в другую
·          учиться работать группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Форма проведения: Клубный час;
Аудитория: учащиеся младшего школьного возраста.
Оборудование:
·          Мультимедийная установка (проектор, экран);
·          Презентация;
·          Конверты с заданиями;
·          Смайлики двух цветов(розовые, зеленые) по количеству человек;
·          Текст произведений напечатанный на листе формата А4;
·          Паспорт произведения «Живая шляпа» (таблица на ватмане);
 План мероприятия
·          Подготовительная часть;
·          Организационная часть;
·          Основная часть;
·          Заключительная часть;
В классе оформлена выставка книг «Мои любимые сказки Н.Н Носова»
Организационный момент
Включаю видео Буктрейлера
Ведущая: Ребята, смотрите что я нашла (дети смотрят видеоролик)
Ведущая: Такое интересное видео!!! Вы с таким удовольствием рассказываете о своих любимых книгах!!! И мне очень захотелось рассказать вам, о своей любимой книге!(дети садятся за столы)
Основная часть
Слайд№1 (с изображением надписи названия мероприятия)
Ведущая: Когда мне было 10 лет, на мой день рождения мне подарили книгу, я прочитала ее много раз, и до сих пор, перечитывая страницы, улыбаюсь!
Эта книга написана очень талантливым и необыкновенным человеком!
Главным героем в его произведениях всегда выступает мальчишка, от имени которого зачастую и ведется рассказ.
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые.
Он автор многих рассказов таких как «Огурцы», Телефон», повестей, «Веселая семейка» «Дневник Коли Синицина», а самым знаменитым является роман-сказка «Приключение Незнайки и его друзей»
Ведущая: -Так о ком же идет речь?
(ответы детей)
Ведущая: Правильно!!! Это Николай Николаевич Носов!(показываю портрет)
И у меня есть любимое произведение Н.Н.Носова.
Послушайте отрывок(читаю)
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди, посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну.
— Постой, я тоже кочергу возьму.
— Да у нас другой кочерги нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Может кто то догадался как называется это произведение?
(ответы детей)
Слайд№2 (изображение книги Н.Н Носова)
Верно! И сегодня я вас познакомлю вас со своим любимым произведением «Живая шляпа», но не просто познакомлю а мы с вами попробуем составить паспорт этого произведения!!!(показываю ватман)
Прошу рассаживайтесь на свои места.
(дети рассаживаются на свои места, педагог крепит на доску «Паспорт произведения»
Ну что готовы?
Слайд№3(изображение Бориса Плотникова и звук рассказа «Живая шляпа).
Сейчас мы прослушаем произведение «Живая шляпа» которое нам прочитает, мастер слова -народный артист Борис Плотников, а на столах у вас лежит текст, желающие могут следить за чтением народного артиста.
Напоминаю
О посадке,самые активные, смогут заработать смайлики и пополнить свои дорожки на читательском экране.
(включаю, слушаем)
Ведущая: -Вам понравилось произведение?
1 графа «Жанр произведения»
Ведущая:1 графа в нашем паспорте это(читает ребенок) «Жанр произведения»
-К какому жанру относится это произведение?(ответы детей)
-Что такое рассказ?( ответы детей)
- Правильно ли вы ответили, сейчас мы проверим!
Поможет нам в этом книга Н.Н Носова
(Приглашаю ребенка )
-Правильный ответ находится на странице 65!
-А какие жанры вы еще знаете?(ответы детей)
Молодцы!
2 графа это «Характер произведения»
Ведущая: Когда вы слушали рассказ, я видела вы улыбались.
-А что именно у вас вызвало улыбку?
-Найдите самый веселый эпизод в тексте(дети зачитывают, несколько человек)
-А если вам было весело при чтении, то значит какой характер этого произведения? (дети отвечают -смешной, веселый и тд. )
Другими словами можно сказать -Юмористический(креплю сама в паспорт)
3 графа «Герои произведения»
Ведущий:- Ребята, кто такой главный герой произведения?
(Главный герой – важный персонаж, с которым связан весь сюжет литературного произведения.)
-Сколько главных героев в нашем произведении?
-Перечислите их?
-А хватит ли нам 3 человек, чтоб прочитать этот рассказ по ролям?
(чтение по ролям)
Но прежде чем мы начнем читать проведем с вами разминку
Разминка
Ведущая: Представьте, что
Вам на ладошку упала снежинка
Упала и не растаяла!
А теперь полюбуйтесь ее красотой и отпустите на волю.
Глубоко набрали через нос воздуха, выдыхаем через рот, губы при этом трубочкой. И дуем на нашу снежинку(повторить 3-4раза)
А теперь внимание на экран
Слайд №4 «Кто много читает, тот много знает»
Читаем вместе:
Громко
Тихо
Грустно
Весело
Ведущая:Молодцы!
4 графа «Главная мысль»-
Работа в парах
Ведущая: Главную мысль, мы будем формулировать с помощью пословиц
У вас на столах лежат конверты, в конвертах пословицы, вам нужно прочитать их, подумать и выбрать ту, которая наиболее удачно подходит к содержанию рассказа и раскрывает главную мысль произведения? Приложение 1
Ведущая: -Готовы отвечать?
(Дети отвечают)
-Почему вы так считаете?(ответы детей)
Вызываю одного ребенка и он крепит в паспорт эту пословицу
5 графа «План рассказа»
Работа в группах
Ведущая:-И так какая у нас осталась незаполненная графа?
-Что такое план произведения?(ответы детей)
-Для чего составляют план рассказа?
Ведущая: Молодцы!
Ведущая: Сейчас мы с вами будем составлять план нашего рассказа,
-Сколько частей в рассказе? (ответы детей)
Давайте озаглавим 1 часть, я приготовила для вас 3 варианта названия, вам нужно выбрать подходящий.(вывешиваю на доску 3 варианта и предлагаю выбрать подходящий вариант) Дети высказывают свои предложения, а я прошу их подтвердить словами из текста.
Дальше вы продолжите самостоятельно для этого нам нужно разделится на 3 группы
1ряд садится за вторую парту
2ряд садится за 3 парту
3 ряд садится за 2 парту
Раздаю конверты с заданием, дети выполняют
Ведущая: 1 ряд озаглавливают 2 часть
2 ряд -3 часть
3 ряд 4 часть
Приступаем!
По истечению времени, один представитель команды выходит и объясняет свое название.
Ведущая: Паспорт рассказа «Живая шляпа» мы составили, сейчас я хочу понять, на сколько точно вы поняли содержание рассказа!
Но вопросы буду задавать не я вам, а вы друг другу. Каждая группа придумывают по два вопроса, на которые можно ответить словами из текста.
(Выполняют задания)
Слайд №5
Рефлексия
Ведущая: Молодцы! Подведем итог нашего мероприятия.
Подойдите ко мне, и возьмите смайлики, 1 розовый, 1 зеленый, теперь сядьте на свои места и подпишите их! Подписали?
А теперь по очереди выходим к доске
Розовые- помещаем в конверты напротив той графы, при заполнении которой вы испытывали трудности!
Зеленые- на против графы, при заполнении которой вам было легло!
Ведущая: Книги входят в нашу жизнь с детских лет и становятся затем постоянными спутниками.
Книги, как мудрые добрые друзья, читая их мы погружаемся в удивительный мир!
Благодарю вас за хорошую работу! (Вручаю смайлики на читательский экран.)
Библиографический список
Сборник рассказов Н.Н Носова, https://millionstatusov.ru/stihi/kniga.html,
 
2021