Актуальность проблемы. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. Развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности. Цель: Создать условия для развития читательских и речевых умений в процессе работы над рассказом Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: · Развивать умение ориентироваться в текстах произведений; · находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, при прослушивании; · преобразовывать информацию из одной формы в другую · учиться работать группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Форма проведения: Клубный час; Аудитория: учащиеся младшего школьного возраста. Оборудование: · Мультимедийная установка (проектор, экран); · Презентация; · Конверты с заданиями; · Смайлики двух цветов(розовые, зеленые) по количеству человек; · Текст произведений напечатанный на листе формата А4; · Паспорт произведения «Живая шляпа» (таблица на ватмане); План мероприятия · Подготовительная часть; · Организационная часть; · Основная часть; · Заключительная часть; В классе оформлена выставка книг «Мои любимые сказки Н.Н Носова» Организационный момент Включаю видео Буктрейлера Ведущая: Ребята, смотрите что я нашла (дети смотрят видеоролик) Ведущая: Такое интересное видео!!! Вы с таким удовольствием рассказываете о своих любимых книгах!!! И мне очень захотелось рассказать вам, о своей любимой книге!(дети садятся за столы) Основная часть Слайд№1 (с изображением надписи названия мероприятия) Ведущая: Когда мне было 10 лет, на мой день рождения мне подарили книгу, я прочитала ее много раз, и до сих пор, перечитывая страницы, улыбаюсь! Эта книга написана очень талантливым и необыкновенным человеком! Главным героем в его произведениях всегда выступает мальчишка, от имени которого зачастую и ведется рассказ. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов таких как «Огурцы», Телефон», повестей, «Веселая семейка» «Дневник Коли Синицина», а самым знаменитым является роман-сказка «Приключение Незнайки и его друзей» Ведущая: -Так о ком же идет речь? (ответы детей) Ведущая: Правильно!!! Это Николай Николаевич Носов!(показываю портрет) И у меня есть любимое произведение Н.Н.Носова. Послушайте отрывок(читаю) — А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает? — Ну, пойди, посмотри. — Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я ее кочергой тресну. — Постой, я тоже кочергу возьму. — Да у нас другой кочерги нет. — Ну, я возьму лыжную палку. Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. — Где же она? — спрашивает Вадик. — Вон там, возле стола. — Сейчас я ее как тресну кочергой! — говорит Вадик. — Пусть только подлезет ближе, бродяга такая! Может кто то догадался как называется это произведение? (ответы детей) Слайд№2 (изображение книги Н.Н Носова) Верно! И сегодня я вас познакомлю вас со своим любимым произведением «Живая шляпа», но не просто познакомлю а мы с вами попробуем составить паспорт этого произведения!!!(показываю ватман) Прошу рассаживайтесь на свои места. (дети рассаживаются на свои места, педагог крепит на доску «Паспорт произведения» Ну что готовы? Слайд№3(изображение Бориса Плотникова и звук рассказа «Живая шляпа). Сейчас мы прослушаем произведение «Живая шляпа» которое нам прочитает, мастер слова -народный артист Борис Плотников, а на столах у вас лежит текст, желающие могут следить за чтением народного артиста. Напоминаю О посадке,самые активные, смогут заработать смайлики и пополнить свои дорожки на читательском экране. (включаю, слушаем) Ведущая: -Вам понравилось произведение? 1 графа «Жанр произведения» Ведущая:1 графа в нашем паспорте это(читает ребенок) «Жанр произведения» -К какому жанру относится это произведение?(ответы детей) -Что такое рассказ?( ответы детей) - Правильно ли вы ответили, сейчас мы проверим! Поможет нам в этом книга Н.Н Носова (Приглашаю ребенка ) -Правильный ответ находится на странице 65! -А какие жанры вы еще знаете?(ответы детей) Молодцы! 2 графа это «Характер произведения» Ведущая: Когда вы слушали рассказ, я видела вы улыбались. -А что именно у вас вызвало улыбку? -Найдите самый веселый эпизод в тексте(дети зачитывают, несколько человек) -А если вам было весело при чтении, то значит какой характер этого произведения? (дети отвечают -смешной, веселый и тд. ) Другими словами можно сказать -Юмористический(креплю сама в паспорт) 3 графа «Герои произведения» Ведущий:- Ребята, кто такой главный герой произведения? (Главный герой – важный персонаж, с которым связан весь сюжет литературного произведения.) -Сколько главных героев в нашем произведении? -Перечислите их? -А хватит ли нам 3 человек, чтоб прочитать этот рассказ по ролям? (чтение по ролям) Но прежде чем мы начнем читать проведем с вами разминку Разминка Ведущая: Представьте, что Вам на ладошку упала снежинка Упала и не растаяла! А теперь полюбуйтесь ее красотой и отпустите на волю. Глубоко набрали через нос воздуха, выдыхаем через рот, губы при этом трубочкой. И дуем на нашу снежинку(повторить 3-4раза) А теперь внимание на экран Слайд №4 «Кто много читает, тот много знает» Читаем вместе: Громко Тихо Грустно Весело Ведущая:Молодцы! 4 графа «Главная мысль»- Работа в парах Ведущая: Главную мысль, мы будем формулировать с помощью пословиц У вас на столах лежат конверты, в конвертах пословицы, вам нужно прочитать их, подумать и выбрать ту, которая наиболее удачно подходит к содержанию рассказа и раскрывает главную мысль произведения? Приложение 1 Ведущая: -Готовы отвечать? (Дети отвечают) -Почему вы так считаете?(ответы детей) Вызываю одного ребенка и он крепит в паспорт эту пословицу 5 графа «План рассказа» Работа в группах Ведущая:-И так какая у нас осталась незаполненная графа? -Что такое план произведения?(ответы детей) -Для чего составляют план рассказа? Ведущая: Молодцы! Ведущая: Сейчас мы с вами будем составлять план нашего рассказа, -Сколько частей в рассказе? (ответы детей) Давайте озаглавим 1 часть, я приготовила для вас 3 варианта названия, вам нужно выбрать подходящий.(вывешиваю на доску 3 варианта и предлагаю выбрать подходящий вариант) Дети высказывают свои предложения, а я прошу их подтвердить словами из текста. Дальше вы продолжите самостоятельно для этого нам нужно разделится на 3 группы 1ряд садится за вторую парту 2ряд садится за 3 парту 3 ряд садится за 2 парту Раздаю конверты с заданием, дети выполняют Ведущая: 1 ряд озаглавливают 2 часть 2 ряд -3 часть 3 ряд 4 часть Приступаем! По истечению времени, один представитель команды выходит и объясняет свое название. Ведущая: Паспорт рассказа «Живая шляпа» мы составили, сейчас я хочу понять, на сколько точно вы поняли содержание рассказа! Но вопросы буду задавать не я вам, а вы друг другу. Каждая группа придумывают по два вопроса, на которые можно ответить словами из текста. (Выполняют задания) Слайд №5 Рефлексия Ведущая: Молодцы! Подведем итог нашего мероприятия. Подойдите ко мне, и возьмите смайлики, 1 розовый, 1 зеленый, теперь сядьте на свои места и подпишите их! Подписали? А теперь по очереди выходим к доске Розовые- помещаем в конверты напротив той графы, при заполнении которой вы испытывали трудности! Зеленые- на против графы, при заполнении которой вам было легло! Ведущая: Книги входят в нашу жизнь с детских лет и становятся затем постоянными спутниками. Книги, как мудрые добрые друзья, читая их мы погружаемся в удивительный мир! Благодарю вас за хорошую работу! (Вручаю смайлики на читательский экран.) Библиографический список Сборник рассказов Н.Н Носова, https://millionstatusov.ru/stihi/kniga.html,