Информационные технологии в современном образовательном процессе

Батуева Е.В., Морозова Г.В. Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникативных технологий и электронных средств обучения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, «оказаться во времени».
Согласно требованиям ФГОС ДО образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными методиками создают необходимые условия для обеспечения вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Использование электронных средств обучения гарантирует комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
По мнению многих педагогов, «ИКТ способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью».
Возможности современного презентационного оборудования, а особенно интерактивных досок намного выше, чем у традиционного лекционного оборудования. Поэтому в последнее время образовательные организации приобрели современные средства обучения, а именно: проекторы, экраны, интерактивные доски, что позволяет педагогу опираться на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу.
Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса с использованием электронных систем обучения:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
- «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
- Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. На следующем слайде представлены статьи из ФЗ «Об образовании в РФ», которые так или иначе связаны с использованием ИКТ и ЭСО в образовательных учреждениях.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают:
- требования к психолого-педагогическим условиям;
- требования к кадровым условиям;
- требования материально-техническим условиям;
- требования к финансовым условиям;
- требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)
Требования к кадровым условиям реализации Программы.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием…)
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к ком­муникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам:
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Области применения электронных систем образования педагогами МБДОУ
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ЭСО в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Области применения ЭСО педагогами МБДОУ:
1. Ведение документации.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
3. Работа с родителями.
4. Образовательный процесс.
1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагоги нашего МБДОУ составляют и оформляют календарно-тематические планы, готовят материал для оформления родительского уголка, оформляют мониторинги, ведут учет реализации ООПДО в режимных моментах и т.д.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
3. Работа с родителями.
Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
Важную роль в этом направлении также играет использование ИКТ и ЭСО.
В нашем МБДОУ создан официальный сайт http://ds92.detkin-club.ru/ что дает родителям возможность оперативного получения ин­формации о жизни МБДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, орга­низованных в детском саду, во вкладке «Интересно мы живем», что в свою очередь позволяет уча­ствовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагоги­ческих советов, на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родите­ли торопятся и не всегда успева­ют прочитать информацию, раз­мещенную в уголке для родите­лей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошед­ших событиях, получить кон­сультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внима­тельнее прислушиваются к сове­там педагогов, активнее участву­ют в групповых проектах и ме­роприятиях. У каждой возрастной группы создана персональная страничка, где педагоги размещают информацию о жизни группы, консультации для родителей, а также информацию о реализации ООПДО в домашних условиях.
Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий, при проведении родительских собраний и т.д.
Просмотр видеоматериала, роликов, презентаций с использованием проектора стал неотъемлемой частью наших различных мероприятий, праздников, досугов.
4. Образовательный процесс.
Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушка­ми, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при ор­ганизации занятия особого внима­ния и особых средств воздействия.
Использование ЭСО позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Большие возможности для этого имеет мультимедийное и интерактивное оборудование.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты.
На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные сенсорные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т.д.
Использование интерактивной доски в МБДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ученика. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.
В нашем МБДОУ интерактивное оборудование представлено различными интерактивными играми по ПДД, экологии, формированию элементарных математических представлений и др. Также мы широко используем мультимедийное оборудование (музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран).
Педагогами созданы электронные кейсы, которые включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, мнемотаблицы, раскраски, схемы и т.д.
Как в наше время доступно рассказать ребёнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т.д., чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно и с научной точки зрения.
Для этого разработан и уже внедрен новый доступный для детей проект -цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».
«Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров.
В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым. Вы откроете для себя много нового и познавательного.
Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).
Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).
Цель продукта - пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.
Игра поможет педагогам в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора.
Датчики, спроектированные в форме Божьей Коровки, дадут почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир.
Набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.
Для проведения опытов к каждой сцене прилагается набор с оборудованием. В каждом наборе находится один датчик, дополнительные приспособления для работы с ним.
Каждая лаборатория содержит методическое пособие для педагога и программное обеспечение.
Используемые датчики: температуры, света, звука, магнитного поля, электричества, силы, пульса, кислотности.
Игры исследования с использованием ЭСО стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять словарь ребёнка.
2018