Батуева Е.В., Морозова Г.В. Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникативных технологий и электронных средств обучения
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, «оказаться во времени». Согласно требованиям ФГОС ДО образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными методиками создают необходимые условия для обеспечения вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Использование электронных средств обучения гарантирует комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения. По мнению многих педагогов, «ИКТ способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью». Возможности современного презентационного оборудования, а особенно интерактивных досок намного выше, чем у традиционного лекционного оборудования. Поэтому в последнее время образовательные организации приобрели современные средства обучения, а именно: проекторы, экраны, интерактивные доски, что позволяет педагогу опираться на всю триаду восприятия: вижу, слышу, пишу. Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса с использованием электронных систем обучения: -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155 - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 - «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 - Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 - Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. На следующем слайде представлены статьи из ФЗ «Об образовании в РФ», которые так или иначе связаны с использованием ИКТ и ЭСО в образовательных учреждениях. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: - требования к психолого-педагогическим условиям; - требования к кадровым условиям; - требования материально-техническим условиям; - требования к финансовым условиям; - требования к развивающей предметно-пространственной среде. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими) Требования к кадровым условиям реализации Программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием…) Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной. В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам: - Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. - Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. Области применения электронных систем образования педагогами МБДОУ На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ЭСО в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий. Области применения ЭСО педагогами МБДОУ: 1. Ведение документации. 2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. 3. Работа с родителями. 4. Образовательный процесс. 1. Ведение документации. В процессе образовательной деятельности педагоги нашего МБДОУ составляют и оформляют календарно-тематические планы, готовят материал для оформления родительского уголка, оформляют мониторинги, ведут учет реализации ООПДО в режимных моментах и т.д. 2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. 3. Работа с родителями. Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Важную роль в этом направлении также играет использование ИКТ и ЭСО. В нашем МБДОУ создан официальный сайт http://ds92.detkin-club.ru/ что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни МБДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, во вкладке «Интересно мы живем», что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов, на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях. У каждой возрастной группы создана персональная страничка, где педагоги размещают информацию о жизни группы, консультации для родителей, а также информацию о реализации ООПДО в домашних условиях. Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий, при проведении родительских собраний и т.д. Просмотр видеоматериала, роликов, презентаций с использованием проектора стал неотъемлемой частью наших различных мероприятий, праздников, досугов. 4. Образовательный процесс. Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия. Использование ЭСО позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Большие возможности для этого имеет мультимедийное и интерактивное оборудование. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные сенсорные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т.д. Использование интерактивной доски в МБДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ученика. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг. В нашем МБДОУ интерактивное оборудование представлено различными интерактивными играми по ПДД, экологии, формированию элементарных математических представлений и др. Также мы широко используем мультимедийное оборудование (музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран). Педагогами созданы электронные кейсы, которые включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, мнемотаблицы, раскраски, схемы и т.д. Как в наше время доступно рассказать ребёнку о таких понятиях как температура, свет, звук, магнитное поле, электрический ток и т.д., чтобы это было увлекательно, познавательно, грамотно и с научной точки зрения. Для этого разработан и уже внедрен новый доступный для детей проект -цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». «Наураша в стране Наурандии» – это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров. В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные занятия-игры будут также увлекательны и интересны взрослым. Вы откроете для себя много нового и познавательного. Мальчик Наураша - маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям. Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию - Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле). Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции). Цель продукта - пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям. Игра поможет педагогам в игровой форме объяснить детям свойства и явления, станет инструментом для расширения детского кругозора. Датчики, спроектированные в форме Божьей Коровки, дадут почувствовать маленькому испытателю, что есть некоторый добрый, почти одушевлённый прибор, который обладает способностью чувствовать окружающий мир. Набор состоит из восьми мини-игр, каждая из которых посвящена своему датчику. Внутри каждой сцены содержится набор экспериментов. При этом сцена и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления. Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей. Для проведения опытов к каждой сцене прилагается набор с оборудованием. В каждом наборе находится один датчик, дополнительные приспособления для работы с ним. Каждая лаборатория содержит методическое пособие для педагога и программное обеспечение. Используемые датчики: температуры, света, звука, магнитного поля, электричества, силы, пульса, кислотности. Игры исследования с использованием ЭСО стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять словарь ребёнка.