Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Романова Н.А. Грани личности классного руководителя

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Не каждый учитель сможет стать по-настоящему классным руководителем. Многие это прекрасно понимают и стать руководителем не стремятся. Действительно, какая выгода в классном руководстве? Материальной нет, о моральной стоит подумать, а ещё у классного руководителя наблюдается множественное расщепление личности. Кто же скрыт внутри одного человека, которому решили доверить классное руководство?
В ответе за всё. У классного руководителя ответственности и отчётности в три раза больше, чем у обычного учителя. Сложно привыкнуть и к тому, что вы будете отвечать перед коллегами и завучами за каждый проступок ребёнка. Придётся выслушать много неприятных слов и всё-таки настроиться на позитив. У русских вообще принято мало хвалить и много ругать. Не думаю, что это правильно, потому что осознаю огромную силу слова. Вспомним известные строки из стихотворения Вадима Шефнера «Слова»: «Словом можно убить, словом можно спасти,
словом можно полки за собой повести». Слова поддержки и одобрения часто действуют гораздо лучше, чем бесконечная критика, пусть и заслуженная. Известный американский психолог Р. Розенталь заметил, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов от детей, они действительно этих успехов начинают добиваться, даже если раньше считались не очень способными (эффект Розенталя, или эффект Пигмалиона).
Волшебник. От классного руководителя все ждут чуда, наивно полагая, что он всех своих детей превратит в послушных и безропотно подчиняющихся «стойких оловянных солдатиков». Дети тоже ждут от нас чуда, но совсем другого рода. Например, однажды меня попросили остановить снег.
Скорая помощь. Классный руководитель должен всё замечать и вовремя приходить на помощь. Это довольно трудно, потому что некоторые люди постоянно попадают в неприятные ситуации.
Дежурный учитель – это почти завуч, а завуч – это почти бог, который несёт педагогическим сотрудникам слово директора школы. У дежурного учителя есть многочисленные обязанности, но нет прав. Он лишён даже права на спокойный утренний сон. Главное в дежурстве – найти для каждого подходящий пост и ответственного человека, который будет ходить по школе, проверяя, все ли на местах выполняют свои обязанности и нет ли чрезвычайных ситуаций. Как правило, это староста класса. В последний день дежурства чувствуешь себя так, как будто отслужил в армии, зато у вас с детьми общая радость и чувство солидарности.
Очарованный странник. Мы каждый год путешествуем по Нижегородской области и городам России. Совместные путешествия делают коллектив более дружным и сплочённым, развивают каждую личность, исподволь рождают любовь к тому удивительному краю, в котором мы живём.
Мотиватор. Нужно вести свой коллектив к чему-то хорошему. Это могут быть успехи в учёбе, научной, проектной и любой другой деятельности. Главное, чтобы каждый стремился стать лучше и двигаться вперёд, а для этого самому нельзя останавливаться. Следует дать себе установку: «Стремиться не только к конечному результату, а всегда быть в процессе». Подтверждение этой же мысли находим у Виктора Олеговича Пелевина в рассказе «Оружие возмездия»: «Когда множество людей верят в реальность некоего объекта (или процесса), он начинает себя проявлять: в монастыре происходят религиозные чудеса, в обществе разгорается классовая борьба, в африканских деревнях в назначенный срок умирают проклятые колдуном бедняги и так далее» (рисунок 1). Так что надо верить в детей, в свои силы, ничего не бояться и идти к успеху, который вас объединит.


Рисунок 1. Виктор Пелевин в детстве.

Хранитель памяти. Мне нравится, когда ученики ходят к учителям начальной школы и рассказывают им о своих успехах и о школьной жизни вообще. Это говорит о правильном воспитании. Потом эти дети, став студентами, будут заходить и к вам. Это такая радость! Не зря Каста в известной композиции напоминает нам: «Не забывай свои корни…».
Дворник и техничка. Каждый руководитель – мастер уборки территории, кабинетов, мастерских и всех залов (большого, малого и актового). Тут главное – распределить нагрузку и следить за процессом, ученики помогут и даже проявят творческий подход. Например, один мой ученик говорит так: «В спортивном зале надо убираться по-спортивному». Его слова при этом не расходятся с делом: во время уборки он проявляет чудеса гибкости и ловкости.
Строитель. У классного руководителя есть не только коллектив детей, но и кабинет, который надо поддерживать в хорошем состоянии. Это тоже становится заботой классного руководителя. Хорошо, если найдутся понимающие родители, готовые помочь.
Честный человек. Если ученики задают вопрос, надо отвечать предельно честно, фальшь дети сразу чувствуют и перестают верить. Честность нужна не только в словах, но и в эмоциях. Если моя честность кому-то покажется непедагогичной, всё равно предпочту её: лукавить нельзя. Разделяю точку зрения Томаса Джефферсона, у которого есть замечательное высказывание: «Честность – это первый раздел в книге мудрости».
Психолог. По моим наблюдениям, лучше всего в психологии человека разбираются не совсем здоровые люди. Таким был великий писатель Фёдор Михайлович Достоевский (рисунок 2), такими являются и классные руководители, у которых от многочисленных обязанностей начинаются странности в поведении и провалы в памяти, с которыми помогают бороться записные книжки.


Рисунок 2. Портрет Ф.М. Достоевского. К.А. Васильев.

Учеников так много, и к каждому нужно найти подход. То, что подходит для одного, не работает для другого, поэтому надо всегда быть в движении, «бороться и искать, найти и не сдаваться». Кстати, девиз из романа Каверина – это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения Альфреда Теннисона «Улисс» (рисунок 3).


Рисунок 3. Памятник Теннисону в Кембридже.

Артист и юморист. Классный руководитель обязан тренировать чувство юмора учеников и своё собственное. Все хвалят безупречный английский юмор, а я уверена, что у русских чувство юмора развито лучше, ведь без него в России не проживёшь. Ещё для учеников важно, чтобы учитель был с ними «на одной волне». Все мы далеки от идеала, но можем найти общий язык. Важность взаимопонимания подтверждает такой исторический анекдот:
–Кто такой Чапаев?
–Пpедводитель негpов!
–Каких негpов?
–Вы же сказали, что он воевал пpотив белых.
–Чапаев – пpедводитель кpасных!
–Там и индейцы были замешаны?
В заключение отмечу, что с каждым коллективом классный руководитель проживает значительный отрезок времени, меняется, когда выпускает один класс и берёт другой. Самое сложное – взять новый класс и принять его со всеми достоинствами и недостатками, но ученики тоже выполняют эту нелёгкую работу, поэтому стоит пойти им навстречу. Если я чего-то требую от учеников, всегда начинаю с себя.
За двадцать лет классного руководства я довольно сильно изменилась. На меня повлияли даже не коллеги, которых бесконечно уважаю, а именно ученики. Лучше стала понимать себя, свои достоинства и недостатки, что делает меня более терпеливой и уравновешенной, способной пойти на компромисс и принять точку зрения человека, который совсем на меня не похож.
Тяжело ли быть классным руководителем? Очень. Жалею ли о том, что взяла на себя многочисленные разнообразные обязанности? Нет. У меня возникает почти материнская гордость, когда смотрю на своих взрослых учеников, на выпускников, которым на прощание часто говорю: «Мне не важно, какое у вас будет образование, какая профессия, главное, чтобы вы были счастливы, чтобы всё у вас было хорошо». Подтверждение своей мысли нашла у американской поэтессы Эллы Уилкокс, которая заметила: «Подлинное величие состоит в том, чтобы быть добрым, но подлинная мудрость заключается в том, чтобы уметь быть счастливым» (рисунок 4).


Рисунок 4. Элла Уилер Уилкокс.

Успехи учеников доказывают мне правильность выбора жизненного пути и делают по-настоящему счастливой.

Библиографический список

1.Пелевин Виктор. Синий фонарь. – М.: Текст, 1991. – Серия: Альфа-фантастика.
2.Шефнер Вадим. Стихотворения. – СПб.: Академический проект, 2005. – 618 с.
2019