НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Казаринова Н. Г. Создание условий для активизации речевой самостоятельной деятельности в режиме дня (из опыта работы)


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Формирование правильной речи ребенка одна из основных задач дошкольного образования.
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
В наш технологический век телевизор и компьютер присутствуют практически в каждом доме. Дети уже в младшем возрасте предпочитают общению со сверстниками, прогулкам и спорту часами просиживать за компьютерными играми. Родители в большинстве случаев совершенно не задумываются о последствиях данной деятельности своих детей.
Такое времяпрепровождение дает необратимые последствия: замедляется развитие речи во всех аспектах; впоследствии появляются проблемы в общении со сверстниками.
Процесс развития речи дошкольников тесно связан с реализацией его потребности в игре. Поэтому создание предметно - развивающей среды, учитывающей ведущую деятельность ребенка, необходимой для развития речи, а также способствующей преодолению имеющихся у него нарушений речевого развития, — одно из важных направлений деятельности ДОУ. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
В работе с детьми, для осуществления задач по активизации речевой самостоятельности, необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов.
Применять наглядные методы: непосредственное наблюдение и его разновидности, проводя наблюдения в природе: за птицами, за ветром, за погодными условиями, осуществлять экскурсии, на почту, в магазин, в школу, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, рассказывают о различных явлениях и объектах природы, решают различные ситуации.
Применяя опосредованное наблюдение рассматривать с детьми игрушки и картины, описывать их, затем составлять рассказы.
Используя словесные методы, читайте и рассказывайте детям художественные произведения, заучивайте с ними наизусть стихотворения, пересказывайте знакомые им сказки и рассказы, беседуйте на темы недели детского сада, интересующие вопросы детей, на сложившиеся ситуации в группе, рассказывайте с детьми без опоры на наглядный материал,
 Вся работа развитию речи происходит в течение всего дня пребывания ребёнка в детском саду. Помимо специально организованной непосредственно - образовательной деятельности, большая работа идёт в режимных моментах. Речевое взаимодействие с детьми начинается уже с утреннего приветствия. Здесь можно использовать разные формы работы, с помощью которых можно решить задачи воспитания культуры общения:
-приветствие взрослого;
-приветствие детей друг - друга, используя пальчиковые игры;
-стимулировать связную речь – попросить рассказать, как провели вечер дома, чем занимались в выходные дни.что было на ужин, чем помогали родителям, близким.
 Провести индивидуальную работу: вспомнить стихотворение, обсудить предстоящее занятие.
Обсудить, какой день недели, какое число, какой месяц, какое время года, какая погода на улице? Если ребёнок ошибается, то попросить помощи у сверстников. Также утром можно пообщаться на заданную воспитателем тему. Педагог может сам поделиться тем, что видел по дороге на работу, а дети тут же подхватывают и начинают рассказывать, что видели они, свои ощущения при этом.
Во время дежурства можно вспомнить с ребятами правила сервировки стола и т.д.
Образовательную деятельность нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно – игровые, развивающие ситуации, литературные викторины, чтения, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.
Можно в группе создать «Волшебную книгу сказок», «Энциклопедию стихов», куда вы с детьми сможете записывать и зарисовывать придуманные ими истории и сказки, альбомы с сочиненными детьми загадками, считалками, дразнилками, с интересными и веселыми случаями, рассказанными детьми.
 Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группа должна быть оснащена современным игровым оборудованием, наглядными игровыми и демонстрационными материалами, обеспечивающими высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, был оформлен речевой уголок, включающий в себя: пособия, для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игры для развития правильного речевого дыхания, игры на развития всех компонентов устной речи детей; энциклопедии, яркие красочные книги, чтобы привлечь внимание детей и желание их посмотреть, и как следствие, придумать рассказ по иллюстрациям, схемы, Лепбуки.
 Пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплекса пальчиковых игр, игрушки для развития дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования связной речи, развитие фонематического слуха и мелкой моторики.
Группа оснащена игровым оборудованием, дидактическими и развивающими играми, которые влияют на развитие речи у детей.
Все материалы, оборудование для игр находятся в свободном доступе.
Игры и пособия в уголках постоянно пополняются и обновляются.
Дыхательная гимнастика проводится систематически. Ребята сами «загоняют мяч в ворота», «сдувают с носа снежинку» получают «Сокровища гномов», дуют на ватные шарики через коктейльную трубочку.
В уголке настольных и дидактических игр - несколько видов мозаики, пазлы, настольные строительные конструкторы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, природный материал – всё это способствует развитию мелкой моторики, тем самым активизируются зоны, отвечающие за речь.
Детям очень нравиться играть в настольный конструктор, где при помощи игрушечной дрели и отвертки, болтиков и гаечек, путем сочетания частей тела разных животных,ребенок создает новый образ сказочного зверя. Затем придумывает ему имя, определяет место обитания, способ питания, ориентируясь при этом на особенности его внешнего вида. Можно предложить детям подумать о том, кто из зверей способен причинить вред этому фантастическому животному, как оно будет обороняться и спасаться от врагов, с кем будет дружить. Ребенок может придумать и создать «друга» для своего придуманного животного.
 Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям необходимо общаться, что-то объяснять товарищу, договариваться.
Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что положительно влияет на функциональное состояние мозга, и соответственно на развитие речи.
Любят дети выполнять упражнения с лентами, с мячами под музыку.
В уголке ИЗО дети работают с бумагой и ножницами, создавая коллажи, тестом для лепки, карандашами, фломастерами, трафаретами, книжками раскрасками - это не только сенсорно-двигательные упражнения. Они отражают и углубляют представления детей об окружающих предметах, способствуют проявлению умственной и речевой активности.
В группе большой Лего- уголок. Конструктивная деятельность способствует развития мелкой моторики и речетворчеству дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания, направленные на развитие воображения, мышления и речи детей.
Это игры и творческие задания для составления рифмованных текстов, текстов сказочного содержания, составление рассказов по картине.
Используя в своей работе приемы моделирования, алгоритмы, мнемотаблицы, можно познакомить детей со способами сочинения загадок, считалок, с разнообразными моделями составления сказок.
В своей работе используются мнемотаблицы- применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. Самым продуктивным явился этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности стали рассказывать знакомые произведения
При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми.
Игру «Разрезные картинки» можно использовать и при составлении новых сюжетов из элементов известных сказок. Сюжеты сказок представляются в игре в виде модели или серии сюжетных картин. Упражнения в сюжетосложении позволяют раскрепостить воображение ребенка, активизировать его фантазию и вызвать желание придумать сказку самостоятельно.
Сказка – один из наиболее доступных для детей жанров художественной литературы.
Пересказывая сказку, формируется звуковая выразительность речи, дикция, фонематическое восприятие, словарь.
В театральном уголке разместились разные виды театра, многие из которых были сделаны родителям, разнообразные маски.
Ребята любят показывать настольные и пальчиковые театры с удовольствием играют в постановках по сказкам: «Пых», «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Были придуманы мною и сделаны игры на фланелеграфе, «Мягкая книга», где ребенок упражняется в создании новых образов героев будущей сказки.
Дети упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов (придумывают окончания рассказов, рассказы по аналогии, по серии сюжетных картин, сочиняют загадки, сказки и т.д.).
В свободной игровой деятельности знакомим детей с новыми словами, учимся понимать, различать, употреблять слова в активной речи.
Дети с удовольствием принимают участие в викторинах, вечерах загадок по лексическим темам, создании книжек - самоделок. В группе имеется большая библиотека, в которой с детьми ведется работа по речевому развитию, взаимодействию со сверстниками.
Чем больше интересных и разнообразных форм используется в работе, тем лучше развивается речь детей.
Создание условий для речевой деятельности детей в группе позволила разнообразить и формы, способствующее проявлению детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе и общении.
Речевая среда создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи, но и в самостоятельной детской деятельности.
Она обеспечивает разные виды детской активности - речевую, умственную, физическую, игровую, т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности, каждого ребенка.
Организация речевой среды несёт эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы, к системе родного языка,
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей в самостоятельной детской деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Литератера:
1.   Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2.   Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 2004. - 313 с.
3.   Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
4.   Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
5.   Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15
6.   Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - №6.
7.   Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.
8.   Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.
9.   Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год.
10.   Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
11.   Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009 - 96 c.
12.   Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
13.   Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
14.   Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. - Рн/Д: Феникс, 2013.
15.   Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
16.   Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2017. - 240 c.
2021