Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf
Ещё не так давно казалось, что 21 век – это далёкое будущее. А теперь мы живём в этом далеком будущем. Мы это наше общество, наша система образования, наше дополнительное образование. Стремительное развитие прогресса диктует свои требования к современным специалистам. Кадры будущего должны подготовить сегодняшние педагоги. Именно они должны принять вызов времени и достойно на него ответить. Все процессы происходящие, сегодня в образовании, происходят в условиях рыночной экономики. Образование рассматривается как отрасль экономики, направленная на восполнение и развитие человеческого капитала. Если образование не ответит на современные вызовы общества, то это приведёт к дефициту кадров, специалистов и соответственно к социальному взрыву. Образование, можно назвать уникальным социальным институтом, который должен действовать в реалиях настоящего, учитывать опыт прошлого и самое главное, формировать будущее страны. Новые экономические отношения сделали приоритетом конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, и именно этот механизм может позволить образовательному учреждению либо устойчиво развиваться, либо уступить место другим. Дополнительное образование за свою историю прошло множество преобразований и сейчас важно ответить на вызов общества.
В нашем городе, в каждом его районе есть учреждения дополнительного образования. Лидирующие позиции принадлежат Дворцу творчества детей и молодёжи. В свою очередь во Дворце 18 отделов занимаются образовательной деятельностью по различным направлениям. Отдел «Пластические искусства» один из крупных отделов учреждения. Как в большой мастерской в нем собрана различные виды декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства. Отдел имеет богатую и долгую историю. Можно назвать его уникальным. За свою историю отдел смог достойно ответить на многие вызовы времени и в этом огромная заслуга педагогов нашего отдела. Для развития отдела важно, чтобы педагогические кадры были одинаково грамотны, как в педагогике, так и в области искусства.
Однако, сегодня, мы сталкиваемся с дефицитом специалистов-практиков, которые могли бы учить детей. Наблюдается тенденция снижения компетентности педагогических кадров отдела в области преподавания искусства. Сегодня, обсуждать наши прошлые достижения уже поздно, нужно искать новые механизмы построения системы дополнительного образования, гибко интегрируясь в соответствии с изменившимися условиями, требованиями, целями и задачами. Чем быстрее каждый педагог услышит это, поймет и осознает, тем быстрее встроится в новые экономические и образовательные отношения. Каждый педагог должен для себя определить и сформировать свои конкурентные преимущества. Педагогу уже сегодня, нужно ответственно и смело начать действовать, стараясь заглянуть на 10-15 лет вперед и понять сможет ли он в будущем быть компетентным.
В «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» сфера образования отнесена к разделу «Развитие человеческого капитала и уровень жизни населения». Четко определено, что необходимое условие для формирования инновационной экономики - модернизация системы образования, ставшая основой динамичного экономического роста и социального развития общества. Педагоги, сегодня должны не просто учить детей, а научить их учиться, развить навыки самообразования и самообучения. Чтобы осуществить это на практике должны качественно измениться педагоги. Полученные знания и даже навыки в современном мире очень быстро устаревают, поэтому подход на основе компетенций наиболее перспективен.
Основной целью современного образования является человек со всей совокупностью его особенностей как целостная развивающаяся система. И поэтому основной идеей является направленность от простой ретрансляции знаний педагога к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей на основе системно - деятельностного подхода и предания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
В качестве центральной цели и результата образования все чаще выступает понятие «компетентность»- как круг вопросов, явлений, в которых лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Соответственно «компетентный» обозначает осведомленный, являющийся признанным знатоком в том или ином вопросе.
Современное общество предъявляет к педагогу весьма высокие требования. Педагог в наши дни является наиболее мобильным объектом социума, способным и обязанным реагировать на изменения в обществе, конкретно в образовательной сфере и в общественной жизни.
С точки зрения науки педагог выступает прежде всего, как культурный посредник. Раскрывая это понятие, нельзя не вспомнить тезис психолога Л.С. Выготского: «Учитель приходит в свою профессию для того, чтобы стать посредником в культуре между поколениями людей». И вот этот момент ношения в себе определенных культурных образцов и действий, который перенимает наш обучающийся – это важная роль педагога, который несет в своей профессии. Именно это может стать мировоззренческой профессиональной опорой для детей.
Сегодня важно понимать, что с учетом введения новых профессиональных стандартов, федеральных стандартов по подготовке педагога, вся вертикаль стандартов сегодня взаимосвязана между собой методологическими основами, связанными с деятельным подходом и методологией деятельностного подхода в сочетании с психолого-педагогическим контекстом. Это входит во все требования.
Эти два новых признака психолого-педагогической компетенции педагога и его знание, что такое деятельность и умение этой деятельности проектировать и строить на занятиях через взаимодействия в разных формах, уметь конструировать эту деятельность и само по себе взаимодействие, которым нужно сегодня управлять.
Профессиональная компетентность обуславливает то, какие формы, методы и образовательные технологии педагог будет применять в рамках своих учебных занятий.
Профессионализм педагога – это условия достижения современного качества образования. Его основная задача состоит в следующем: организовать образовательный процесс, в котором он является основным инициатором определения содержания образования и способов передачи данного содержания.
Существует определенный набор компетенций, которыми педагог должен обладать. А именно:
· -специальный подход к обучению. Уметь разделять тему учебного занятия и цель. Данные цели должны организовывать индивидуально-групповую деятельность, в которой каждый обучающийся приходит к определенному результату. Так же уметь выделять задачи, которые конкретизируют цель. Все это влияет на организацию рабочего пространства, привлечения внимания обучающихся к предстоящему учебному занятию.
· -умение отслеживать динамику развития ребенка
· -психолого-педагогические технологии
· -применение специальных технологий и методов. Уметь хорошо ориентироваться в различных источниках по преподаваемой дисциплине. Раскрывать межпредметную интеграцию, связь теоретических знаний с практической деятельностью. Активировать интерес у детей в соответствии с дидактическими принципами.
Существуют четыре ключевые сферы компетентности, которые определяют профессиональное развитие педагога:
· -ценность и разнообразие обучающихся
· -поддержка детей
· -работа вместе с другими педагогами, родителями
· -непрерывное личное профессиональное развитие
Ценность и разнообразие обучающихся – это справедливость и эмоциональное отношение к детям с особенными потребностями. Эмоциональный компонент, без которого невозможно развитие профессионализации педагога.
Использование личностных ресурсов, эмоциональный интеллект педагога, эмпатию все это помогает установить контакт с ребенком.
Эмпатия - умение сопереживать, смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.
Таким образом педагог владеет не только профессиональными знаниями, быть носителем культурных образцов, но на сколько мы исходя от эмоционально-нравственных ресурсов готовы поддерживать процесс обучения. Обладать широким кругозором.
Заслуга педагога – это эффективное занятие. Однако, что делать сегодня для того, чтобы занятие стало эффективным. Современные дети сегодня являются несколько другие, дети нового тысячелетия. С раннего возраста адаптируются к информационной среде. У них формируется особый тип мышления, восприятие окружающего мира, коммуникативные особенности. Мозг современного ребенка способен принимать и обрабатывать большие объемы информации, что прежде было невозможно.
Для этого необходим компетентный подход педагога, используя педагогические, психологические приемы и методы в работе
В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного педагога, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса.
Библиографический список
1. Воробьева Л.В. Компетентность современного учителя в условиях современного детства [Электронный ресурс] https:// infourok.ru (дата обращения 29.10.2019)2. Лазутова М. Как ответить на вызовы времени? [Электронный ресурс] www.ug.ru/archive/53764 сайт учительской газеты (дата обращения 01.11.2019)