Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Паткачакова Т.Н. Литературное творчество как одно из направлений работы с одарёнными детьми

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (14) https://f.almanah.su/14.pdf


Каждый ребёнок талантлив, а талант - это труд. Очень часто он не подозревает о своих талантах, способностях. Поэтому взрослым особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Путь развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связан с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Я считаю, через кружковую работу развиваются интересы, склонности, способности учащихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии, а кружок родного языка ещё должен успешно выполнять одно из самых главных предназначений – формирование этнического самосознания обучающихся.
Школьный кружок литературного творчества «Тöреен сöс» представляет собой вариант программы организации дополнительной внеурочной деятельности школьников по хакасскому языку и литературе.
В каждом ребёнке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, как можно раньше надо приобщать детей к литературному творчеству, исследованию. Увлечение литературой, историей родного края, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение, способствует расширению кругозора, лучшему усвоению предмета, развивают творческое мышление.
В нашей школе родной язык изучается как самостоятельный предмет. К сожалению, далеко не в каждой семье говорят на родном языке, зачастую в школу приходят дети, которые говорят только на русском языке, в этом и кроется проблема. Поэтому необходимо содействовать тому, чтобы хакасский язык стал инструментом семейного общения и вернулся в первую очередь в семью. А школа будет помогать и прилагать все усилия, чтобы хакасский язык стал языком общения.
Литературное творчество предполагает максимальное включение школьников в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием языковых художественных приемов. Доброжелательный и квалифицированный анализ творческих работ помогает открыть в школьниках творческие способности, развить художественный вкус.
Таким образом, формируется готовность применять полученные знания и умения, создавать творческие работы, соблюдая разные виды языковых норм, поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.
Через литературное творчество школьники должны освоить основные способы оптимизации речевого общения: создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление); владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме на родном языке, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Основной целью литературного творчества является освоение норм современного хакасского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника, воспитание нравственно-этической культуры школьников, расширению кругозора, повышению интеллектуального уровня, умения понимать и создавать прекрасное, формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд.
Главной особенностью является ее направленность на развитие коммуникативных умений, абстрактного мышления, памяти, воображения, стремления к самообразованию, речевому самосовершенствованию. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное на родном языке.
Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, творческих способностей.
Группа учащихся, занимающихся в кружке, неоднородна по возрасту и литературному опыту, и это предполагает индивидуальный подход на занятиях и формирование мини-групп.
Формы проведения занятий разнообразна: учебные занятия; создание сценариев; написание заметок в газету «Хабар», «Аскизский труженик»; аналитический разбор написанного; творческие конкурсы чтецов и сочинений на родном языке, викторины; посещение выставок, спектаклей на родном языке, экскурсии; проектная деятельность, составление литературной стенгазеты «Тöреен сöс».
За время посещения кружка обучающиеся приобретают умения пользоваться различными языковыми средствами в сочинениях; строить связные высказывания на родном языке, используя различные жанры; индивидуально и коллективно работать; творчески подходить к занятиям; редактировать написанный текст, систематизировать материал при подготовке к письменным выступлениям; умеют выражать свои мысли и общаться на родном языке, узнают историю родного края, обычаи и традиции хакасского народа, наиболее значимые события для хакасского народа.
Результат данной работы - это активное участие учащихся в творческих мероприятиях школьного, районного и республиканского уровня «Чылтызахтар», «Мой родной язык», «Айдастар марии», конкурсах чтецов, публикации сочинений в газетах «Хабар», (в приложении «Хола пырғычах»), в детском журнале «Тигір хуры». У учащихся, занимающих призовые места на этих мероприятиях, повышается мотивация к изучению родного языка, что особенно важно в образовательном процессе.
Развивая творческие способности детей, мы воспитываем личность, которая сможет адаптироваться в современном мире.
2018