НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кирышева В.В. Использование пестушек в работе с детьми раннего возраста в детском саду

Библиографическое описание:

Кирышева В.В.Использование пестушек в работе с детьми раннего возраста в детском саду // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf.

В народном творчестве каждому возрасту соответствуют свои жанры фольклора со свойственным ему репертуаром. Ребенок включается в процесс детского творчества, как только он начинает активно двигаться и говорить. Такие жанры, как пестушки, потешки, колыбельные, прибаутки, сказки, свойственны жизни детей раннего возраста.

Ребенок начинает сталкиваться с жанровым разнообразием произведений устного народного творчества в семье.

Введения устного народного творчества идеально подходят для развития детей первых лет жизни.

Главный создатель фольклорного языка и величайший педагог – народ, сотворил формы художественного слова, которые прослеживаются на всех ступенях эмоционального, физического и нравственного развития ребенка. Песенки и потешки выступают в качестве начального этапа знакомства детей с устным народным творчеством.

Работая на раннем возрасте часто использую пестушки и изучаю их, применяя их в работе.

Происхождение слова «пестушки» весьма интересно. Пестунами раньше называли маленьких медвежат, которые первые годы жизни находились рядом с матерью. Она заботилась о них, делила с ними берлогу, добывала пищу и готовила их к самостоятельному существованию. Кстати, именно славянское слово «pěstъ» («пища») лежит в основе этой этимологии.

Со временем «пестуны» появились и среди людей. Так стали называть воспитателей и нянек. Соответственно, глагол «пестовать» стал синонимом слов «воспитывать» и «нянчить». Отсюда и «пестушки» — как один из методов этого воспитания.

Так же пестушки получили свое название от слова пестовать - нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом - легким телесным прикосновением до различных частей тел ребенка. Ласковый прикосновение, легкий массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк пестушки, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. Например, пестушка:

Ножки

Вот так ножка. Вот так ножка.

Топни по полу немножко.

Топ – топ! Веселей

Потанцуем для друзей!

А теперь другая ножка

Топни по полу немножко.

Топ – топ! Веселей

Потанцуем для друзей!

Ой, сыночек молодец!

Рада мама и отец.

Рад дедуля и бабуля.

Вот так умница сынуля!

Не боли

У кошечки боли,

У собачки боли,

А у Машеньки заживи-заживи

Такие пестушки сопровождаются тактильным прикосновением ребенка, повторяются несколько раз, настраивают на положительный эмоциональный настрой.

Ребенок запоминает различные движения, которые сопровождают стихи. Благодаря пестушкам ребенок начинает познавать человеческую речь. Пестушки произносятся в особой манере – нараспев. И происходит выделение отдельных звуков. Эти звуки откладываются у ребенка в голове. И именно их он начинает пытаться повторить. А как результат – малыш может начать говорить гораздо раньше обычного срока.

Помимо звуков, ребенок начинает выделять в пестушках и различные интонации. Например, ласку и сердитость, веселье и грусть и так далее.

В своей работе с детьми раннего возраста часто использую пестушки. Они подходят для детей 1,3 до 3 лет.

Глазки

Глазки смотрят,

Носик дышит,

Ушки милые

Всё слышат,

Ротик улыбается,

Ручки просыпаются.

И готовы ножки

Топать по дорожке!

С добрым утром!

Применяя ежедневно пестушки в работе с малышами, я заметила, что пестушки можно применять в режимных моментах и в культурно-гигиенических навыках:

- при умывании:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы щечки краснели и глазки блестели.

Чтоб кусался зубок и смеялся роток.

- собираясь на прогулку:

В гости к Солнышку пойдем,

Все игрушки соберем,

Будем одеваться,

Лени не бояться.

- во время приема пищи:

Умницы детки,

Ешьте котлетки,

Но сначала супец,

Что бы был ты молодец!

- при засыпании:

Баю-баю-баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят.

- после сна:

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись!

Здравствуй Солнышко-колоколнышко!

Для утренней гимнастики хорошо подойдет пестушка «Большие ноги»

Большие ноги шли по дороге:

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ…

Пестушки развивают мелкую моторику рук, за счет этого происходит активное развитие речи детей. Постоянное повторение одних и тех же слов способствует их запоминанию.

Кушай, кушай, котик!

Открывай свой ротик:

Кашку и оладушки,

Да сыграй нам «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

Вкусные оладушки!

В пестушках нет активных действий самого ребенка. В них ребенок только «принимает» то, что говорит ему взрослый, и действуют вместе с ним, повторяет движения. У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.
2023