НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Новикова Т.А. Индивидуальный подход к каждому ребенку

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.
В семьях, где растет "трудный" ребенок, можно услышать: "И в кого только она такая? Вот сын совсем другой?
Ведь живут они в одних условиях, у одних родителей, и отношение к ним одинаковое..." Вот в этом-то чаще всего и кроется главный секрет подобной родительской беды - одинаковое отношение! Каждый ребенок - своеобразная личность, т.е. неповторимое сочетание свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов.
Можно ли встретить течение своей жизни человека с совершенно таким же лицом, как свое? Даже у близнецов, похожих как две капли воды, есть расхождения: в овале лица, форме губ, бровей, носа, глаз. И по характеру близнецы во многом разные.
Личность - это не только характер, но и особенности ума, склонности, темперамент и даже внешность. Некоторые черты внешности делают обидчивым, мнительным, замкнутым, например маленький рост, полнота, другие могут вызвать зазнайство, высокомерие. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Также и в семье сколько детей, столько и личностей.
Именно от того, что они обязательно в чем-то не похожи друг на друга, одна и та же обстановка, одни и те же разговоры, одни и те же приемы воспитательного воздействия накладывают на них разный отпечаток.
Вот об этом-то, к сожалению, очень мало задумывается значительная часть родителей. К тому же не секрет, что в воспитательном обиходе многих семей средства воздействия на детей не отличаются многообразием, глубоко продуманным содержанием в зависимости от поведения, особенностей личности ребенка.
Ведут себя сын или дочь, с точки зрения взрослых, хорошо: не провинились ни в школе, ни дома, совершили что-то приятное - им дают деньги на кино, покупают обновку. Сделали что-то не так, получили неважные отметки, жалуются на них окружающие - их подолгу ругают, чего-то лишают, что-то не дают, а кое-где по старинке берутся и за ремень.
Между тем один и тот же хороший поступок, так же как и плохой, может быть вызван разными мотивами - причинами, связанными именно с особенностями личности ребенка. Например, два ребёнка получили двойки за контрольную работу по математике. Но один много занимается математикой: она ему трудно дается, а другой, способный, однако ленится учиться. Равноценны ли эти двойки? Справедливо ли в подобных случаях родительское негодование выражать в одной форме? Робость, неуверенность в себе - чаще всего проявление темперамента человека, т. е совокупность психических свойств, которая проявляется в быстроте возникновения чувств, в их силе, а также в особенностях деятельности.
Темперамент меланхолика характеризуется сильными чувствами. У меланхолика чувства на лице не прочтешь, в движениях не уловишь. Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки, невнимание к которым приводит к серьезным ошибкам в воспитании. У младших детей труднее, чем у взрослых, определить, какие именно черты какого темперамента проявляются в большей степени. В период детства жизнерадостность, подвижность, неумение сдерживать бурные эмоции свойственны почти всем детям. Но, один ребенок, например, получив подарок, проявляет свой восторг очень бурно: закружится, запрыгает, а потом, повозившись часок с купленной игрушкой, бросает ее. Другой же - только разрумянится от волнения, поблагодарит улыбкой, но зато долгое время будет с увлечением заниматься новой игрой. Обычно, родителям, у которых тихие дети завидуют: с ними меньше хлопот, волнений, они послушнее. Однако послушание послушанию рознь. Если в нем проявляются осознанные требования к своему поведению - это хорошо. Но если послушание является следствием внутреннего безволия и жизненной немощи, что бывает у детей с ярко выраженным флегматическим темпераментом,- это уже плохо. Из таких детей, если не обращать внимания на развитие волевых качеств, могут вырасти люди, которые не будут хозяевами своей судьбы, которые не смогут осуществить все возможности своей личности, а следовательно, быть вполне счастливыми. Так вот, раз черты темперамента накладывают своеобразный отпечаток на поведение детей, значит и мы, взрослые, должны учитывать это. Прежде всего необходимо знать, что темперамент изменить нельзя. Да это и не нужно. Перед родителями стоит другая задача: научить ребенка управлять своим темпераментом.
Ребенок подвижный, горячий в своих чувствах - увлекающаяся натура, в которой жизнь бьет ключом, имеет природные данные для того, чтобы из него сформировался активный, энергичный "человек с огоньком". Однако взрослым необходимо строго следить за тем, чтобы сын или дочь брались за такое количество дел, с которым в силах справиться, и чтобы каждая работа была сделана не наспех, доведена до конца. Там, где на ото мало обращают внимания, начинают проявляться неприятные черты сангвинического темперамента: ребенок растет легкомысленным, суетливым, несерьезным, поверхностным человеком и в работе, и в отношении к окружающим, и в своих чувствах.
Дети-сангвиники, а также холерики очень возбудимы, вспыльчивы, крикливы, дерзки. Конечно, взрослых это возмущает, и они часто сами начинают кричать, раздражаться, вместо того чтобы заставить себя ответить сдержанно на "пылкое" поведение сына или дочери и тем самым переключить процесс возбуждения на процесс торможения. Может быть, в таких случаях нужно уйти, замолчать или внезапно заговорить совсем о другом, но только ни в коем случае не быть добавочным раздражителем.
Родителям мальчиков и девочек с ярко выраженными чертами флегматического темперамента, приходится увлекать подвижными играми, сдружить с резвыми ребятами, давать побольше заданий.
Обидчивые, застенчивые ребята тоже требуют особого подхода. На поведении этих детей сказываются черты меланхолического темперамента.
Однако если темперамент человек получает от рождения, то характер приобретается и его можно изменить под влиянием окружающей среды, под воздействием воспитания. Темперамент может быть очень благоприятной почвой для формирования одних черт характера и затруднять (если человек не умеет им управлять) развитие других качеств.
Уже в дошкольном возрасте, когда характер еще только начинает формироваться, но его первые проявления уже бросаются в глаза учителям, родителям, учащимся. Трудолюбие и лень, активность и равнодушие к общественным делам, доброта и жадность, правдивость, честность и ложь. Поэтому правильная действенная воспитательная реакция на то или иное поведение ребят обязательно требует учета тех особенностей характера, которые его вызвали. В индивидуальном подходе нуждаются дети и в зависимости от возраста.
Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.
Очень важно, чтобы в форме общения ребёнок чувствовал уважение к своей личности.
Взрослые, строя взаимоотношения с детьми должны учитывать возраст, темперамент, и черты характера. Надо хорошо знать своего ребенка, правильно понимать его поступки, интересы, предвидеть, как, с кем и в каких обстоятельствах он поведет себя. Решать эту сложную задачу родителям проще, чем кому-либо, т. к в повседневной семейной жизни многие черты личности человека раскрываются наиболее полно и многообразно.
К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.
К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».
Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка, он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Библиографический список

1. Арканов, А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. – М.: Просвещение, 2012. – 312 с.
2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / З.М. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академический Проект; Культура, 2010. – 240 с.
3. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов ДОУ / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.
4. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 224 с.
5. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.
6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 432 с.
7. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 607 с.
8. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров // Педагогический вестник, 2010. №1. – с. 2-10.
9. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 57 с.
10. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской. – М.: Издательство «Просвещение», 2009.
2019