Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf
Формирование ценностных ориентиров начинается уже с раннего детства. Особое место в период детства занимает младший школьный возраст. Именно в это время закладываются духовно-нравственные основы личности, знания, умения, усваиваются нормы поведения, ценности, осознаются отношения между ребенком и окружающим миром, формируются мотивы поведения. Поэтому в начальной школе мы начинаем закладывать у детей ценностные ориентации. Основные направления моей работы опираются на учебную, внеурочную, внеклассную деятельность и работу с родителями.
Конечно же, ведущее место в процессе формирования ценностных ориентиров был и остаётся урок. Так на уроках литературного чтения и русского языка учащиеся учатся осознавать язык как средство общения, учатся нормам устной и письменной речи, принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера. Ознакомление с окружающим миром формирует уважение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. На уроках литературного чтения мы читаем и учим стихи о Родине, разбираем смысл пословиц о Родине, составляем синквейны, размышляем на тему «Что значит для меня Родина?». Хотелось бы прочитать пару синквейнов.
Родина.
Великая, прекрасная.
Защитила, вскормила, вспоила.
Родина-матушка Россия.
Отечество.
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.
Ценностные ориентации в своём классе я также формирую через внеклассную и внеурочную деятельность. Дети с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям: с удовольствием готовят их, и принимают в них участие. Так в качестве форм патриотического воспитания могут выступать уроки Мужества. На уроке, который был приурочен 23 февралю, учащиеся приносили военную форму, альбомы, военную атрибутику, фотографии родственников, готовили рассказы о своих родственниках, отслуживщих в армии или в горячих точках. Также для воспитания патриотизма в работе я использую народную тематику: народный фольклор, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богат наш край. Такая работа осуществляется через проведение праздников, посвящённых, например, Масленице. На классном часе «Красавица матрёшка» дети узнали о появлении матрёшки, какие бывают матрёшки, на уроке ИЗО - рисовали, на уроке технологии делали своими руками и приносили из дома матрёшек. Ко Дню матери учащиеся рисовали портреты своих мам.
Большую роль в формировании ценностных ориентиров играет творческая деятельность. Ребята участвуют в школьных мероприятиях (конкурсах рисунков, поделок, сочинений), в районных и городских конкурсах, муниципальных выставках детского творчества, всероссийских конкурсах. С прошлого года ребята совместно с родителями принимают активное участие в дистанционных конкурсах. Находясь на дистанционном обучении, дети рисовали, делали поделки, шили, записывали стихи ко Дню Победы, присылали видео. В моём классе в конкурсах принимают участие практически все учащиеся, я стараюсь привлечь каждого ученика. Иванов Иван слаб в учёбе, зато принимает участие в творческих конкурсах. Так Шадрина Алина принимала участие в конкурсах «Святые защитники земли русской», «Под покровом Пресвятой богородицы», «Святой благоверный князь Александр Невский» и была приглашена на награждение в храм. Дети не только получают дипломы, но и подарки. Стараемся участвовать в конкурсах всем коллективом. Назову некоторые из них «Родные просторы», «Рождественская звёздочка», «Зимняя сказка», «Прощай, зимушка-зима», «Весеннее настроение», ко дню космонавтики – это «Космическая даль», «Путь к звёздам» и др. Сейчас начали готовиться к конкурсу «Победный май».
В том году с детьми несколько раз посещали музей-школу им. М.Шагала, причём с удовольствием ходили, как девочки, так и мальчики. Дети познакомились с творчеством Чуковского, со старинными предметами обихода, лепили из глины. В классе постоянно устраиваем выставки на тематические темы: ко Дню рождению школы, 23 февраля, 8 марта, к 12 апреля и др. На 23 февраля и 8 марта дети своими руками делали подарки для мальчиков и для девочек. Помогали им в этом мамы. Какой восторг был в глазах детей!
Провожу беседы, классные часы, очень нравятся детям классные встречи РДШ, где с ними проводят интересные беседы. Учащиеся моего класса уже сами пробуют проводить беседы, делиться своими знаниями, что также очень важно для формирования ценностных ориентиров. Так Шаповалов Николай поделился своими знаниями с одноклассниками и рассказал перед каникулами о ПДД.
Мои учащиеся участвуют в различных благотворительных акциях. В течение учебного года каждый ученик принимает участие в сборе крышечек, корма для животных. Принимали участие в экологической акции «Покорми птиц»: развешивали кормушки и всю зиму подкармливали птиц. Каждое такое мероприятие как небольшой урок — урок жизни. А отзывчивость и доброта — те знания, за которые оценки не ставят.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. К совместной подготовке различных мероприятий я привлекаю родителей. Родители – наши главные помощники, а часто и участники различных мероприятий. Привлечение родителей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, учащимися и родителями и создают благоприятные условия для формирования ценностных ориентиров младших школьников. Так семья Вики Кузьмичёвой принимала участие в конкурсах и мероприятиях: «Засветись», «Мама, папа, я-спортивная семья», «Мама, папа, я-ПДД знающая семья», патрулирование и др.
Ну и, конечно же, очень важен микроклимат в коллективе, его постоянно надо поддерживать, особенно сейчас, когда дети уже совсем скоро пойдут в 5 класс, у них появятся новые друзья, новые преподаватели.
Таким образом, образовательная среда начальной школы имеет возможности для развития ценностных ориентаций личности ученика начальных классов, а систематическая воспитательная работа по формированию нравственных понятий и ценностей и регулярные диагностики позволят добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.
Библиографический список
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т.5. №5. С. 63 - 70.