Исследовательская и проектная деятельность

Краснянская Е.Н. Преподавание профессиональных модулей в медицинском колледже с использованием симуляционных технологий

Библиографическое описание:

Краснянская Е.Н. Преподавание профессиональных модулей в медицинском колледже с использованием симуляционных технологий // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Аннотация: в данной статье рассматривается использование современных симуляционных технологий при преподавании профессиональных модулей в медицинском колледже.

Ключевые слова: симуляционные технологии, преподавание профессиональных модулей, качество учебного процесса.

Изменяющееся здравоохранение требует специалистов нового образца, а, следовательно, и новых подходов к их подготовке. Цель деятельности педагога состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные современные педагогические технологии и внедрить их в образовательном учреждении.

Существуют определенные проблемы при подготовке среднего медицинского персонала, в частности, медицинских сестер. Среди них: страх выпускников перед пациентами, недовольство пациентов при общении с неопытным персоналом, ограничение доступа студентов в процедурные кабинеты при прохождении практики, психологическая боязнь выполнения процедуры, что ведет к высокому риску для здоровья пациента.

Выходом из сложившейся ситуации является использование симуляционных технологий в системе подготовки среднего медицинского персонала. В переводе с латинского термин симуля́ция означает создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием, или же имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (механической или компьютерной) системы. Симуляционное обучение активно начало использоваться еще во второй половине прошлого века в тех отраслях, где ошибки при обучении на реальных объектах могли привести к трагическим последствиям. Это авиация, атомная энергетика, железнодорожный транспорт. В медицине данный вид подготовки специалистов активно начал развиваться в 70 – е годы и на сегодняшний день является общепринятой нормой для всех моделей медицинского образования.

Переход от знаний к умениям, а затем навыкам подразумевает обучение специалистов среднего медицинского звена с внедрением в обучающий процесс системы симуляции или моделирования определенных ситуаций. Большую роль в достижении поставленной цели играет применение на практических занятиях медицинских фантомов. Одно из объяснений понятия фантом дает Большая советская энциклопедия: модель человеческого тела или его части в натуральную величину, служащая наглядным пособием. Основная задача медицинских фантомов - создание клинических ситуаций, максимально приближённых к реальным, происходящим в жизни ситуациям.

Для более эффективного применения симуляционных технологий в нашем медицинском колледже созданы современные кабинеты с необходимым комплектом оборудования для отработки практических навыков медицинской сестры и фельдшера по профессиональным модулям. Кабинеты разделены на функциональные зоны. В каждой из них смоделированы рабочие места по аналогии с лечебным учреждением. В колледже применяются элементы симуляционных технологий в виде электронных учебников, обучающих компьютерных игр, тренажеров практических навыков, которые позволяют отработать все виды инъекций, промывание желудка, постановку различных видов клизм и других манипуляций, реалистичных фантомов органов, манекенов сердечно-лёгочной реанимации и т.д. На практических занятиях по профессиональным модулям студенты до начала производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях должны овладеть не только навыками по уходу за пациентом, но и базовыми манипуляциями в соответствии с программой практических занятий. На начальном этапе студенты получают теоретические знания. Затем овладевают практическими навыками. Обучающиеся под руководством преподавателя путем многократного повторения и разбора ошибок добиваются совершенства навыков работы с оборудованием и пациентом, работы в команде, освоения общих и профессиональных компетенций. Применение и отработка алгоритмов манипуляций позволяет упорядочить требования педагога к обучающимся, дисциплинирует одновременно и преподавателя, и обучающегося.

В начале практического занятия по профессиональным модулям проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении работ в симуляционном кабинете. Перед выполнением практических манипуляций обучающиеся устанавливают контакт с пациентом (фантомом): здороваются, представляются, обозначают свою роль. Идентифицируют пациента - просят представиться, чтобы сверить ФИО с листом назначений, убеждаются в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру, объясняют цель и ход процедуры, далее проводят подготовку, выполнение необходимой манипуляции, завершают её, сделав соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации. Комплексное использование тренажёров-фантомов позволяет объединить в единое целое медицинские вмешательства, теоретические и практические знания, разрозненные манипуляции, способствует выработке уверенности в своих действиях, повышению интереса и мотивации студентов к обучающему процессу. Таким образом, применение симуляционных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, совершенствовать уровень профессионального мастерства, обеспечивает плавный и безопасный переход к медицинской деятельности.

В заключении, можно с уверенностью подчеркнуть, что симуляционное обучение – это не альтернатива «живого» общения с пациентом, а средство сделать это общение более эффективным и комфортным для пациента и студента, потому, что для реализации освоения основных видов профессиональной деятельности для медицинского работника необходимы не манекены, а настоящие, реальные пациенты.

Список использованной литературы1. Муравьев К.А., Ходжаян А.Б., Рой С.В. Симуляционное обучение в медицинском образовании – переломный момент // Фундаментальные исследования. – 2015.

2. Журнал Виртуальные технологии в медицине, №2, 2019.

3. Симуляционное обучение в медицине /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. - Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 - 288 с.

4. Специалист медицинского симуляционного обучения /Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. Москва.: РОСОМЕД, 2016 – 319 с.

5. Симуляционные технологии – инновационный метод в медицинском образовании: библиографический указатель / Курский государственный медицинский университет, Библиотека; сост. И. Н. Хохлова; отв. ред. А. В. Данилова. – Курск: КГМУ, 2021. – 1 CD-ROM. – Текст: электронный.
2023