Народная культура - это одна из тех форм, которая сохраняет и передает нашему поколению социальный опыт предшествующих поколений. Еще давным-давно нашими предками были заложены характерные черты народной культуры, а сейчас мы можем их увидеть в самых различных проявлениях.
Важнейшее место в жизни русского народа занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Это сочетание изготовления предметов быта, которые использовались повседневно и украшались высокохудожественными способами. Разные самодельные вещи и поделки стали украшением русского народа еще издавна. Все изделия, которые изготавливали мастера, предназначались не просто для красоты, но и имели свое место в быту. Настоящие произведения искусства изготавливались из природного материала-дерева, камня, глины. Умения, навыки и секреты изготовления передавались по наследству. В XV-XVI веках начали свое происхождение первые ремесла. С этим периодом и связано зарождение русского народного промысла. Немного позже, в XVII веке, мастера начали изготавливать свои изделия именно для продажи. Народный промысел на Руси начал развиваться из-за холода и голода. В холодные зимы люди должны были как-то существовать и кормить семьи. Неплодородные почвы не приносили хорошего урожая, не хватало на жизнь, поэтому мастера начали изготавливать свои изделия именно для продажи и существовали на вырученные средства. Над производством изделий народного ремесла трудились целые деревни и села. Но, конечно же, возникали там русские народные промыслы, где преобладало природное сырье. Например, в лесных районах изготавливались деревянные поделки, а изделия из камня распространялись на каменистых почвах. Известно, что предложение рождает спрос, и где был необходим народный промысел, там он развивался. Обработка и роспись металла и вышивка золотой нитью, которая позже стала знаменитой, раскрыли свое происхождение в середине XIX века. Раскрыть это ремесло в широком диапазоне помогла церковь и близлежащие школы иконописи. Для других церквей и монастырей они делали заказы по вышивке. Русский народный промысел стал знаменит во всем мире, а не только в нашей стране.
Промыслы русского народа отображают все многообразие духовных, исторических и культурных традиций нашего народа. Многие из них зародились несколько столетий назад. Изделия русских промыслов отличаются от других изделий своей неповторимость ю, в которых русский народ подчеркивает традиционную культуру своей страны. К русским народным промыслам относятся росписи различных предметов быта, посуды, деревянные и глиняные игрушки, гончарное, кузнечное дело, кружевоплетение и многое другое. Каждый народный промысел имеет свою индивидуальность, которая появлялась в разном регионе за счет истории своего местонахождения. Но, несмотря на это, все русские народные промыслы связаны между собой единым целым, которое проходит через все народы нашей страны уже много лет. Народные промыслы подчеркивают нашу культуру, тем самым делая ее неповторимой и богатой. Практически в каждом уголке Росси есть свой вид рукоделия. Иностранные туристы, приезжая в нашу страну, увозят с собой различные тканевые изделия, расписную посуду, глиняные игрушки в память о русской земле.
Очень много изделий ручной работы можно перечислить. В этой статье собраны одни из самых знаменитых видов русского народного промысла.
Дымковская игрушка
Много столетий назад у подножия реки Вятка появился город, в котором произошло поселение слобода. В холодное время по утрам местные жители топили печи, и из-за часто поднимающего дыма вверх так это поселение и прозвали - Дымковская слобода. Там проживали мастера гончарного дела. Из глины они изготавливали посуду и дудочки, затем, в дальнейшем накаляли их в печи. Дудочки- свистульки мастера изготавливали в виде животных. Они служили, как и развлечением для детей, так и призывом бога солнца-Ярило. Под свист дудочек весь вятский народ встречал своего бога. Самый известный промысел русского народа - это дымковская игрушка. Это символ древней истории Кировской области, подчеркивающий всю насыщенность своей культуры.
Как выглядит дымковская игрушка, знают все. Самый распространенный вид дымковской игрушки-это глиняная русская барыня в юбке-колокол до пят с ярким фартуком и черными бровями. Ее платье разрисовано различными узорами, например, кругами, волнами, ромбами. Где круги-это символ солнца и зарождения жизни, волны-символ неба и его влаги, а ромбы-символ плодородия. Такое изображение знаков на игрушке не делало ее обычной потешкой или украшением, эти элементы несли значения оберега, символ матери-природы. Каждый цвет имел определенный смысл: белый, например, означал чистоту, черный-говорил о лжи, зеленый-это символ природы, синий-это подобие неба, а красный-это сила и здоровый дух. Древние мастера краски разводили на яичном желтке, все рецепты были под строгим секретом.
Чтобы нам сделать, например, дымковскую лошадку, нужно пройти несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку и роспись. Игрушку лепят по частям. Из жирной промытой глины, разбавленной песком, катают шарики, затем их сплющивают для создания плоских лепешек, и уже из них изготавливают корпус игрушки. К корпусу крепят мелкие детали. Далее игрушка сушится, обжигается и белится. После высыхания верхнего слоя можно приступить к росписи. Все узоры, которые украшают дымковскую игрушку, очень яркие и простые в исполнении, поэтому ребята-дошкольники очень любят процесс росписи. Ребенку нравится оживлять белую фигурку яркими красками. Но для начала узоры, орнамент и основные цвета дымковской росписи дети должны прописать и проработать на бумажной заготовке.
Сейчас, чтобы изготовить будущую игрушку, можно использовать разный материал: глина или соленое тесто, акриловые краски или гуашь, бумага, папье-маше. Главное правило-игрушка должна быть красочной и яркой.
Для Дымковской слободы роспись игрушек, это визитная карточка: лошадки, петушки, нарядные барыни, расписанные яркими узорами, узнаются любым народом. Роспись дымковской игрушки сегодня, это часть декоративно-прикладного искусства, значение обрядовое ушло на дальний план.
Гжель
Издавна на Руси широко известное распространение получила посуда и другие различные предметы быта, изготовленные из керамики.
Один из самых известных народных художественных промыслов это-гжель. Этот народный промысел исконно русский, который получил название от одноименной деревни Гжель, расположенной в 60ти километрах от Москвы. Получила свое название деревня от слова «жгель», то есть «жечь», это обычно привычный термин лексики гончара. Деревня Гжель-это центр зарождения изготовления фарфора и керамики. Гжель-это изделия из фарфора и керамики, которые расписаны особенным образом: на безупречно белый фон нанесен узор синего цвета. В XVII веке начал зарождаться этот промысел. Благодаря большому содержанию глины в этой местности, постепенно и уверенно начало развиваться гончарное дело. Мастера изготавливали из глины гончарные трубы, черепицу, кирпичи, посуду и игрушки. По указу русского царя Алексея Михайловича, гжельская качественная глина начала использоваться для изготовления алхимической и аптекарской посуды. Так древние мастера начали производить высокохудожественные изделия из фарфора. Расписывали их кобальтом. Немного позже начала появляться и полуфаянсовая посуда. К XVIII столетию по производству гжельской продукции работало уже 25 заводов. По всей России и даже за ее пределами продавались изделия из удивительной глины. Однако, к концу XIX столетия этот промысел начал угасать в связи с наступлением промышленного кризиса. Однако, популярность этого вида народного промысла не потеряла свою значимость и не угасла. Подобные изделия начали изготавливать и в других местностях. В наши дни принято считать роспись синего цвета на белом фоне характерным признаком изделий гжели. Особенностью гжельской росписи является сине-голубой узор на безупречно белом фоне. В качестве краски используют кобальт. При обжиге он становится синим. Для росписи изделий из гжели используют растительные орнаменты, цветочные узоры. На некоторых изделиях можно увидеть целые пейзажи или изображения животных, людей и птиц. Роспись керамических изделий производят вручную с помощью кисти. Окисью кобальта создаются изображения со множеством оттенков синего цвета: от темно-синего, до светло-голубого. Сегодня народный промысел гжель весьма популярен в России. На том месте, где была небольшая старинная фабрика расположился Гжельский фарфоровый завод. Здесь работают сотни мастеров, которые сохранили традиции и опыт своих наставников.
Хохлома
Старинный народный русский промысел хохлома появился в России в заволжских лесах на берегу реки Узоль с XVII века. В тех местах зародились небольшие деревеньки - Семино, Хрящи, Новопокровское и Кулигино. Именно там и получила свое происхождение хохлома. Главное отличие этого народного промысла от остальных-особая технология росписи. Хохлома-это декоративная роспись посуды и мебели из дерева, выполненная красными, зелеными, золотистыми тонами по черному фону. Несмотря на то, что у хохломы обычно темный фон, роспись смотрится очень ярко и красочно. Чтобы добиться такого яркого создания рисунка, мастера использовали яркие насыщенные цвета. В хохломской росписи обязательно должен присутствовать золотой цвет. Чтобы добиться такого оттенка, мастера натирали изделие порошком из олова, далее наносили слой масла олифы и отправляли в печь на обжиг. Высокая температура в печи делала олифу желтой, из-за чего олово казалось золотым. Орнамент и узоры наносились масляными красками кистью вручную, которая изготавливалась из беличьих хвостов, для того, чтобы можно было обозначить в узоре все тонкости. Расписанные изделия несколько раз покрывали специальным лаком и закаливали в печи пока не образуется маслянисто-лаковая пленка золотистого цвета. Сочные красные ягоды рябины, земляники, ветки и цветы, а иногда птицы и звери-все это традиционные элементы хохломской росписи. В наше время центр хохломской росписи-это город Семенов, где расположены фабрики «Семеновская роспись» и «Хохломская роспись», а также деревня Семино Ковернинского района, где продвигает хохломскую продукцию предприятие «Хохломский художник».
Городецкая роспись
В XIX веке в старинном городе Городец Нижегородской губернии появилась городецкая роспись. Свое начало городецкая роспись получила от резных городецких прялок. Применяли другую породу дерева, вырезая различные фигуры, и вставляли их в соответствующее углубление по своей форме. Всего из двух пород деревьев эти вставки народные мастера превращали обычную поверхность доски донца в настоящую картину при помощи несложного инструмента. Немного позже мастера стали подкрашивать донце различными тонами желтого цвета с добавлением синего, красного и зеленого цветов, что очень сочеталось с темным дубом и делало донце более нарядным и привлекательным. Чтобы увеличить производство прядильных донец, мастера упростили технику своего оформления. Сложная работа заменилась простой резьбой с подкраской. Украшением служили сундуки, детская мебель, сани, донца для прялок, двери, а также различные мелкие предметы быта. Стиль городецкой росписи отличается своей содержательностью. Это жанровые сцены, это пышный парад костюмов, это жанровые реалистические мотивы и идеализированные, декоративные образы животных и птиц. Роспись выполняется свободными мазками с белой и черной графической обводкой. В.С. Воронов о городецкой росписи говорит: «Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи».
Русские народные промыслы-это отличная возможность ощутить себя частичкой целой нации, испробовать старинное ремесло предков своими руками, перенести часть древней истории в наши дни.
Так, в рамках художественно-эстетического развития воспитанники МДОУ детский сад № 10 Г.о. Подольска Московской области совместно с родителями разработали проект «Волшебная гжель». Где цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом гжель и развитие художественно-продуктивной и творческой деятельности. Задачи: приобщать детей к народно-декоративному искусству в условиях практической и творческой деятельности; формировать представление о разнообразии и богатстве гжельского промысла; формировать способности выделять особенности росписи гжелью: белый фон, сине-голубые цвета, кайма; активизировать словарный запас детей (гжель, сервиз, мастер, кайма).
Беседы и игры дали детям первоначальные представления о гжельской росписи и народном ремесле, ребята научились отличать роспись гжель от других видов росписи. В виртуальной экскурсии «Экскурсия в сине-белую сказку Гжель» дети получили представление о производстве изделий из гжели. Пересказ легенды-сказки «Откуда в гжели синий цвет» и заучивание стихотворений сформировали навыки работы в коллективе, связанную речь и логику выражений. Была проведена организованная образовательная деятельность в соответствии с планом воспитательно образовательной работы разных форм, где у ребят сформировались практические навыки и умения в составлении гжельского узора по своему замыслу, используя элементы росписи гжель.
Русскому народному творчеству всегда уделялось много времени. Никогда не любил сидеть без дела русский народ. На Руси было и есть очень много народных промыслов. С самых незапамятных времен берут свои истоки народные промыслы, которые популярны и сегодня. Это не просто история возникновения, это опыт многих поколений, который переплетается с национальными нотками русской широтой души и уникальными способностями. Каждое произведение народного промысла, гончарное искусство, художественная роспись или изготовление деревянных изделий, по-своему уникально. Любое творчество народа согрето теплотой рук мастера и пропитано душой. Ведь человеку только вдохновение может подарить фантазию и свое авторство. И если само творчество народного промысла производится с душевной теплотой и любовью, то и в результате проявится вкус и талант. Каждый завиток и изгиб формы в национальной росписи несет в себе определенный смысл, который вложен в это искусство поколениями поколений.
Библиографический список
1. Гамелкин С. В., Капитин М. Г. Гжель и гжельцы: На родине русского фарфора. – М.: Московский рабочий, 1969. – 128, [24] c. – 10000 экз.
2. Логинов В. М. Новь древней Гжели / Предисл. В. К. Успенского. – М.: Московский рабочий, 1986. – 112, [32] с. – 30000 экз.
3. Жегалов С. К. Живописцы из Городца и Костромы // Русская народная живопись: Кн. Для учащихся ст. классов / С. К. Жегалова. – (Изд. 2-е0. – М.: Просвещение, 1984. – С. 134 – 153. – 176 с. – 2000000 экз. (в пер.)
4. Хохломские художественные изделия // Товарный словарь / И. А. Пугачев (главный редактор). – М.: Государственное издательство торговой литературы, 1961. – Т. IX. – Стб. 313 -318
5. Логинов В., Скальский Ю., «Эта звонкая сказка – Гжель», изд.М, 1994 г