Восприятие окружающей деятельности лежит в основе самостоятельной деятельности детей. Она возникает, если ребёнок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку в подарок маме, воспитателю, изготовить украшение к празднику, пособие для занятия или сюжетно - ролевой игры или просто поупражняться в умениях и навыках, полученных на занятиях. Известны разнообразные виды самостоятельной изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Нередко ребёнок выполняет несколько её видов. Например, при изготовлении платьев для кукол сначала вырезает, а потом их раскрашивает или украшает аппликацией. Самостоятельная творческая деятельность детей может развиваться и на свежем воздухе, на прогулках, вне помещения. Это может быть выкладывание узоров из листьев на земле, рисование на асфальте цветными мелками, палочкой - на мокром песке, лепка из глины, выкладывание изображений из шишек, камешков, прутиков, поделки из сучьев и веток растений, зимой - создание поделок из снега и льда. Бесспорно, что занятия по рисованию, лепке, аппликации оказывают огромное влияние на развертывание самостоятельной изобразительной деятельности детей в свободное время. Большое значение имеет подготовительный период занятий, когда воспитатель развивает у ребёнка восприятие, наблюдательность, воображение, представление, зрительную память. Каковы же признаки самостоятельных действий детей, характерные для этого периода деятельности? Это умение замечать выразительные средства в произведениях искусства; проявлять ранее полученные знания в решении новых задач; самостоятельно обдумывать замысел будущей работы. Вся группа методов - организация целенаправленного наблюдения, беседа, вопросы (будь то наблюдение деятельности или непосредственное восприятие натуры, рассматривание произведений искусства)- направлена на то, чтобы обеспечить развитие самостоятельной деятельности детей. Дошкольники зрительно воспринимают явления деятельности, предметы, изображения (картины, иллюстрации, образы декоративно- прикладного искусства, игрушки и другое). Воспитатель сопровождает рассматривание словами, оно способствует раскрытию образного содержания, вызывает интерес к нему. Беседа строится так, чтобы развивать у детей самостоятельность наблюдения, восприятия, мышления, чему способствуют сформированные соответствующим образом вопросы, заставляющие подумать, прежде чем правильно ответить. Воспитатель ставит задачу детей в процессе наблюдений действительности замечать характерные признаки предметов, анализировать форму, определять сходство и различие, видеть богатство окружающего мира. Главная направленность методов заключается в развитие самостоятельных действий детей. Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, пастель, цветные мелки), реализация замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки, аппликации), оценке продукта деятельности (дети самостоятельно решают, что из выполненного самое выразительное по форме, цвету, композиции). Говоря о формировании способов самостоятельных действий детей в изобразительной деятельности, нужно особо отметить такие методические приемы, как использование иллюстративного материала и показа способа действия. Воспитатель на нескольких занятиях развернуто и последовательно познакомил детей со способами действия: что, в какой последовательности и какими способами выполнять. Формируя у детей обобщенные способы действия, общие умения, ставил цель добиться, чтобы они на основе полученных знаний самостоятельно создавали новые предметы. Цикл занятий по лепке посвятили наблюдению за домашними животными (кошкой, собакой). Воспитатель знакомил детей с различными положениями тела животных - статичным и динамичным. Некоторые способы передачи движения в лепке показывал: менял положение туловища, давал в согнутом положении ноги и др., затем наблюдал, как показ влияет на поиски детей самостоятельной передачи движений. Способы самостоятельных действий формировали и на занятиях с творческими заданиями. В творческих заданиях (декоративное рисования) образцы искусства играют положительную роль для воплощения детьми замысла будущей работы. Они придают детям уверенность и инициативу при выборе и создании мотивов для украшения, при комбинировании различных элементов, применении красок. На формирование самостоятельной изобразительной деятельности влияют праздники и развлечения. Можно предложить детям сделать подарки выпускникам (закладки для книг), а также пригласительные билеты для гостей. Формы самостоятельной изобразительной деятельности детей требуют косвенного руководства воспитателя, особенно в многообразной деятельности (организация теневого театра, выполнение поделок для игр- драматизаций, рисование декораций, оформление помещений детского сада к праздникам и развлечениям и другое). Обогащение самостоятельной изобразительной деятельности детей происходит за счет приобретенных знаний на занятиях, поэтому особую важность имеет устойчивость получаемых навыков и умений. Необходимо давать такой объем знаний по изобразительной деятельности, чтобы дети могли их усвоить и перенести в самостоятельную деятельность. Руководство самостоятельной художественной деятельностью дошкольников требует индивидуального подхода, творческого взаимодействия педагога и ребенка. Библиография 1. Куцакова А.В. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого. – М: ВЛАДОС,2001 2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М.:Академия,2000 3. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.-М.:Просвещение,1991г.