Исследовательская и проектная деятельность

Белозерова Н. Н., Максимова Н. И. Реализация краткосрочных проектов как одна из форм взаимодействия педа- гогов ДОУ с родителями

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить». Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Семья – самое уютное и теплое место на земле. В современном мире стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Но полноценное развитие дошкольника невозможно без активного участия его родителей в образовательном процессе. Мы предложили такую форму работы, в которой были бы задействованы и родители, и дети, и педагоги. Семьи наших воспитанников с энтузиазмом откликнулись на наше предложение. Вашему вниманию мы хотели бы представить самые яркие совместные проекты.
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, т.к. данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Проект «Космические дали» помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах детской деятельности. Каждая семья получила индивидуальное задание, объединив которые мы провели с воспитанниками квест «Космическое путешествие». Так, семья Д., согласно своему заданию придумала и показала схему вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, ребята проявили интерес и наглядно увидели модель вращения Земли. Заданием для семьи М. было подготовить загадки о космосе, отгадывание которых сделало познавательный процесс более интересным. Семье В. было задано приготовить схемы-модели ракет, с помощью которых дети сконструировали свои космические корабли из блоков Дьенеша. Подготовить рассказ о планете Сатурн мы поручили семье К., ими была придумана игра «Кольцо Сатурна», которая не только дала представление о планете, но и показала ребятам, как можно выполнить задание, помогая друг другу. Дети поняли, что взаимовыручка при выполнении коллективных заданий просто необходима. Семья С. В качестве задания подготовила схемы звездного неба, при помощи которых ребята познакомились с основными созвездиями, выкладывая их на магнитной доске. Итогом проекта «Космические дали» стала организация собственного музея космонавтики в группе.
У каждого человека есть Родина-край, где он родился и где все кажется особенно прекрасным и родным. Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, и поэтому следующий проект, о котором мы хотели бы рассказать «Мой город». И вновь каждая семья приняла участие. Родители и дети изготовили рукописные книги о родном крае, которые сейчас находятся в уголке патриотического воспитания. Ребята увлеченно знакомились с работами своих друзей. В рамках проекта было проведено занятие по конструированию, ребята получили задание построить свой собственный дом, улицу, город. В ходе занятия решались следующие задачи: расширение знаний детей о родном городе; развитие умения работать, руководствуясь схемой; воспитание бережного отношения к истории родного города. Т.к. реализация проекта проходила в предновогодние дни, мы предложили родителям украсить группу домами своей мечты. И работа закипела. Сколько фантазии было проявлено! Как потом многие признались, даже не представляли, что с таким увлечением можно провести свой выходной день. Мы добились поставленной задачи-привлечь родителей в образовательный процесс. Итогом проекта стала новогодняя фотосессия в нашем «Волшебном городе».
Проект «Апельсиновая история» помог нам создать условия для развития поисково-познавательной деятельности детей, развить способность видеть многообразие мира и научить ребят отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности. Проект прошел под девизом: «Добавь ярких красок в нашу жизнь». Здесь мы, напротив, не давали заданий, а просто объявили тему проекта, доверив семьям наших воспитанников проявить творчество и креативность. Кто-то устроил дома настоящую лабораторию, с целью выяснить, сколько сока можно получить из одного апельсина. Или узнать, почему очищенный апельсин тонет, а в кожуре – нет. Свои выводы дети представили в виде фотоотчетов. Наши мамы – большие молодцы! И в семьях С. и А. провели свои «вкусные» опыты. Рецептами и фотографиями своих кулинарных шедевров они также поделились с нами. К. принес помандер – ароматный апельсин с гвоздикой для уюта в доме, объяснив, что сочетание апельсина и гвоздики оказывает оздоровительное действие на организм человека. Д. вместе с папой изготовили забавную улитку, любовались которой мы все вместе. В свою очередь мы тоже обогатили знания детей об этом заморском фрукте, показав презентацию «Польза и вред апельсина». Ребята наглядно увидели, что апельсин не только полезен и богат витаминами, но и может нанести вред, если употреблять его без меры. Побывали мы и в «Апельсиновой библиотеке», там мы познакомили детей с интересными фактами об апельсине, отгадали загадки о фруктах, прочитали «Апельсиновые истории», придуманные семьями воспитанников. В «Апельсиновой мастерской» ребята проявили свою фантазию и творчество и с удовольствием слепили так полюбившийся нам всем фрукт. Семья В. подготовила для всех ребят чудесные «Апельсиновые пазлы». Дети с интересом собирали их, закрепив в игровой форме цвет, форму, характерные особенности апельсина. Итогом проекта стала выставка детско-родительских работ «Апельсиновая открытка».
В процессе работы над проектами значительно расширился кругозор детей, пополнилась развивающая среда группы, активизировалось сотрудничество педагогов, детей и родителей. Такая форма взаимодействия с родителями научила семьи творчески подходить к реализации проектов и ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Нам удалось вовлечь родителей в совместную работу над проектами, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Список используемой литературы
1.       Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Мозаика – Синтез, 2008.
2.       Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.:Айрис-пресс, 2010.
3.       Рыбалова И. «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» //Дошкольное воспитание, №6, 2003.
2021