Исследовательская и проектная деятельность

Кукушкина А.А., Кукушкина Э.З. Влияние классической музыки на учебную деятельность

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Может ли классическая музыка оказывать воздействие на успеваемость обучающихся в школе? Какая музыка конкретно может повысить успеваемость? Серьёзная или лёгкая? Каких композиторов: прошлого или современников? Вопросов, конечно, много, чем ответов. Но на них я однажды ответила, увидев положительные отметки в своём дневнике. Я задалась вопросом: «А может ли классическая музыка влиять на учёбу и других детей?»
Так возникла моя исследовательская работа на тему: «Влияние классической музыки на учебную деятельность».
Я считаю, что моя тема актуальна, так как классическая музыка – это фундамент, на котором строится вся культура человечества, а учебная деятельность – это владение необходимой частью культуры и опыта старшего поколения.
Цель: выяснить, как слушание классической музыки влияет на учебную деятельность обучающихся 4-х классов МАОУ-Гимназии № 47.
Гипотеза: если слушать классическую музыку, то она благотворно повлияет на учебную деятельность.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
2. Прослушать и проанализировать музыкальные произведения по теме исследования.
3. Составить список рекомендуемых произведений для прослушивания.
4. Провести опрос среди обучающихся 4-х классов гимназии № 47 по интересующей теме.
5. Выяснить, помогает ли прослушивание классической музыки успешно учиться в школе?
6. Основываясь на результатах исследования сделать выводы.
Объект исследования: обучающиеся 4-х классов гимназии № 47.
Предмет исследования: музыкальные произведения композиторов-классиков.
Методы исследования:
1. Анализ литературы и интернет-источников.
2. Беседа.
3. Анкетирование.
4. Проведение эксперимента.
5. Анализ результатов.

Глава 1. Воздействие музыки на человека

1.1. Исторические факты

Музыка – явление уникальное, это царство красоты. В этом нас убеждают философы, художники, музыканты, писатели, актёры, учёные.
Древнегреческий учёный и философ Пифагор (VI в. до н. э.) первым дал научное обоснование воздействия музыки на человека. Методику, которую он создал под названием «музыкотерапия», Пифагор применял многие годы [1, 7].
Аристотель (IV в. до н. э.) считал, что музыка – это лекарство от многих болезней. Музыка лечит психические переживания человека [10].
«Лад, ритм в музыке воздействуют на мысли человека», - так считал Платона (IV в. до н. э.) [3, 10].
Душевнобольных пациентов врач Авиценна исцелял не только лекарственными травами, диетами, но и музыкой [7].
В Древней Индии «музыкотерапия» (пение) занимает особое место. Утверждали, что душа выражает себя в голосе [2].
Мудрецы доказывали, что появление мира произошло одновременно с первым звуком музыки. Музыка воздействует как на растения, животных, так и на человека. И это доказано в опытах учёных земных цивилизаций (на душу, интеллект и тело) [6].
Лечебные возможности музыки свидетельствуют о первом научном объяснении. Это был Пифагор. Уже в III веке до н. э. в Парфянском царстве был создан музыкально-медицинский центр, где лечили от тоски, нервных расстройств, сердечных болей с помощью специально подобранных мелодий.
Накопленные и подтверждённые знания прошлого широко применяются и в наше время.
Российский учёный И.М. Догель обнаружил изменение дыхания и артериального давления у людей от прослушивания разнообразных музыкальных пьес [9].
Академик В.М. Бехтерев считал, что «музыка устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость» [10].
Так, например, музыкотерапия используется:
- в хирургии (Франция);
- лечение сердца (Голландия);
- эмоциональных состояний у военнослужащих, служивших в «горячих точках» (США).
В 1950 году в Соединённых Штатах Америки создали Национальную ассоциацию музыкальной терапии. В 1985 году в Германии создан Институт музыкальной терапии. С 1969 г. в Швеции организовано музыкально-терапевтическое общество. В 2003 г. Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. В Музыкальной академии им. Гнесиных есть отделение музыкальной реабилитации.
В МГУ на кафедре психофизиологии факультета психологии считают, что музыка воздействует на интеллектуальные способности человека [6].
Учёные университета г. Кьети (Италия) пришли к выводу, что классическая музыка укрепляет память человека. Открыв «Эффект Вивальди», доказали улучшение памяти при регулярном прослушивании цикла «Времена года» [5].

1.2. Музыка, помогающая человеку

Нет, наверное, на земле человека, который не любил бы слушать музыку. Но задавая вопроc: «Какую музыку Вы слушаете больше: классическую или популярную?», клаccическая музыка почему-то проигрывает. Почему?
Физика (наука) помогла мне ответить на вопрос.
Для начала вспомним экспериментальное открытие японского учёного Эмото Масару, который в своей книге «Послание воды» (1999 год) описал ряд опытов, которые подтвердили влияние музыки на структуру воды. После «прослушивания» водой симфоний В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчётливыми «лучиками», а вот тяжёлый рок превращал воду в замёрзшие, страшные рваные осколки [8, Приложение 1].
Вернёмся к физике. Оказывается, наш мозг с большим трудом воспринимает высокочастотные звуки классической музыки (например, стиль барокко). Звуки поп-музыки низкочастотны (40-66 герц). Но необходимо отметить, что положительное влияние классической музыки на организм человека давно известно [2].
Так какие же музыкальные произведения стоит слушать и для чего? В литературе представлены результаты различных исследований, посвящённых моей теме. Проанализирую и представлю основные рекомендуемые музыкальные произведения.
Музыка для души и тела: Клаудио Монтеверди – мадригалы; Жан Батист Люлли – сюиты для оркестра; Антонио Вивальди – концерты для двух мандолин; Кристоф Виллибальд Глюк – оп. «Орфей и Эвридика»; Вольфганг Амадей Моцарт – все произведения; Людвиг ван Бетховен – вся музыка; Фридерик Шопен – все произведения.
Музыка для общения: Л.В. Бетховен – Романс для скрипки с оркестром F-dur; Феликс Мендельсон – Концерт для скрипки с оркестром e-moll, 2- 3 ч.; В.А. Моцарт – «Маленькая ночная серенада», 2 ч.
Музыка для отрицательных и положительных реакций: Людвиг ван Бетховен – V симфония, 1 ч.; соната «Апассионата», 2-3 ч.; Франц Шуберт – Неоконченная симфония, 1 ч.; П.И. Чайковский – I концерт для фортепьяно с оркестром, 1 ч.; Роберт Шуман – IV симфония d-moll, 2 ч.; Морис Равель – «Болеро».
Для профилактики утомляемости: Эдвард Григ – «Утро»; М.П. Мусоргский – «Рассвет на Москве-реке».
Музыка, улучшающая внимание, помогающая сосредоточиться: П.И. Чайковский – «Времена года»; Жан Клод Дебюсси – «Девушка с волосами как лён», «Лунный свет», «Арабески», «Маски».
Итак, мы видим, что большой терапевтический эффект имеет музыка для лечения и профилактики различных заболеваний и состояний человека. А какую же необходимо слушать музыку, которая поможет в учёбе? Мой анализ показал, что это будут произведения:
- Вольфганг Амадей Моцарт: вся музыка этого композитора;
- Антонио Вивальди: все музыкальные произведения;
- Фридерик Шопен: прелюдии, вальсы, ноктюрны;
- М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Арагонская хота»;
- Ф. Лист: рапсодии, ноктюрны;
- П.И. Чайковский: VI симфония (финал), сб. «Детский альбом», цикл «Времена года», б. «Щелкунчик» (фрагменты);
- Д.Д. Шостакович: «Лирический вальс», «Детская тетрадь» – V. Соч. 69; «Праздничная увертюра»;
- Ж. Бизе – Р. Щедрин: «Кармен-сюита»
- С.В. Рахманинов: «Музыкальный момент» (си минор)
- Л.В. Бетховен: V симфония (финал)
- А.Н. Скрябин: Этюд № 5, соч. 42
- И. Штраус: «Полька-пиццикато, галоп «Вечное движение».

1.3. Лечебные инструменты

Учёные современности обнаружили, что не только классические произведения приносят пользу слушателю, но и сами музыкальные инструменты имеют лечебные свойства. Вспомним опять науку физику: влияние звуковых вибраций конкретного инструмента способно воздействовать и исцелять определённый внутренний орган человека. Анализ литературных источников показал, что некоторые рекомендации можно взять себе на заметку, например:
арфа оказывает позитивное влияние на работу сердца;
балалайка вылечивает органы пищеварения;
барабан восстанавливает ритм сердца и работу всей кровеносной системы;
виолончель благотворно воздействует на работу почек; прослушивание виолончельной музыки поможет освободиться от внутренних и внешних отеков, содействует выведению из организма излишней жидкости;
кларнет подавляет печаль, улучшает кровообращение;
колокол – самый мощнейший инструмент музыкотерапии, звуки колокола благотворно воздействуют на общее здоровье человека;
орган придаёт ясность уму;
скрипка лечит душу;
труба лечит радикулит;
фортепиано помогает работе щитовидной железы;
флейта очищает бронхолёгочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздражённость и озлобленность;
цимбалы очищают и нормализуют работу печени.
Надо отметить, что оркестр, где очень много различных музыкальных инструментов, посредством классической музыки, способен уникальным образом воздействовать на весь организм человека в целом.
Приведу примеры оптимального влияния по времени суток некоторых музыкальных инструментов в таблице:

Таблица 1

Орган человека (система органов)

Музыкальный инструмент, имеющий лечебное воздействие

Время суток, наилучшим образом воздействующее на человека

печень

цимбалы

10.00 – 13.00

поджелудочная железа

труба

09.00 – 11.00

кишечник

скрипка

20.00 – 24.00

позвоночник

барабан

17.00 – 19.00

лёгкие

флейта

13.00 – 15.00

почки

виолончель

19.00 – 23.00

сердце

арфа

11.00 – 13.00


Таким образом, сделаем выводы по первой главе:
1. Музыка помогает настроить баланс между душой и телом. Произведения П.И. Чайковского, Л.В. Бетховена, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шопена и других композиторов являются своего рода универсальным средством в музотерапии.
2. Рок-музыка несёт вред для здоровья человека (особенно школьников).
3. Музыкальные инструменты также имеют лечебные свойства.

Глава 2. Результаты исследования

Проанализировав литературу и интернет источники по теме исследования, мною было выяснено, что понятия «музыка» и «учебная деятельность» совместимы. Провела опрос посредством анкетирования среди обучающихся 4-х классов МАОУ-Гимназии № 47. В эксперименте приняли участие 156 школьников.
При помощи анкеты я выяснила: «Сколько детей занимаются музыкой?» (посещают музыкальные кружки в гимназии, музыкальные школы или школы-искусств) – 128 обучающихся [Приложение 2, диаграмма 1]. Среди них: посещают занятия хора и оркестра в гимназии – 76 обучающихся, 43 школьника занимаются в музыкальных школах, 9 учеников – в школах-искусств, а 28 гимназистов заняты в других кружках и секциях.
С целью выявления результатов успеваемости за 2, 3 и немного 4-го класса этих детей я провела опрос на тему: «Мои музыкальные предпочтения?». Популярную музыку слушают – 56 гимназистов, рок-музыку – 3 гимназиста, а классическую музыку – 97 гимназистов [Приложение 2, диаграмма 2].
Проанализировав успеваемость обучающихся я получила следующие результаты [Приложение 2, диаграммы 3, 4].

Таблица 2

успевают на:

занимаются музыкой 128 обучающихся

не занимаются музыкой 28 обучающихся

«5»

43 чел.

6 чел.

«5-4»

69 чел.

12 чел.

«3-4»

16 чел.

10 чел.

учатся на «5» и «4»

72 %

11 %


На основании этих результатов можно сделать вывод: в наше время обучающиеся 4-х классов предпочитают слушать классическую музыку, что говорит о сформированности у них хорошего вкуса. Обучающиеся, которые занимаются музыкой, хорошо учатся в гимназии.

Заключение

Таким образом, гипотеза моя подтвердилась полностью. Если слушать классическую музыку, то она благотворно повлияет на учебную деятельность.
Исследуя данную тему, мне оказалось интересным и познавательным находить информацию об удивительном мире классической музыки. Я изучила и проанализировала литературные и интернет источники, провела анкетирование среди обучающихся 4-х классов гимназии № 47. Сделала выводы о том, что обучаясь дополнительно в музыкальных кружках, школах у детей развиваются не только музыкальные способности, но и приучают их к ежедневному систематическому труду, терпению, усидчивости. Занимаясь в музыкальной школе пятый год по классу флейты, мои положительные результаты в учёбе заметили и мои родители (из 15-ти предметов изучаемых в школе, у меня только две «4», остальные «5»). Я думаю, только благодаря занятиям музыкой, лучше и быстрее усваивается учебный материал, мне легче стало учить английский язык, я стала более рассудительна и ответственна.
Воздействие музыки на развитие ребят поистине безмерно. Те дети, которые посещают музыкальные занятия, планируют каждый свой час, поэтому в течение дня успевают выполнить много задач. Например, мой педагог по специальности, всегда говорит, что я организованный ученик. Я дорожу своим временем и, конечно, понимаю его быстротечность. Я успеваю посетить не только уроки в гимназии, но и хорошо выполнять домашние задания, читать книги, помогать родителям … Словом, мои 24 часа вмещают значительно больше, чем сутки тех ребят, которые после школы не знают чем заняться.
«Музыка – не только фактор облагораживающий, воспитывающий, но и целитель здоровья» (В.М. Бехтерев).

Список использованных источников информации

Печатные источники:

1. Большая Российская Энциклопедия. – М, 1994.
2. Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит? // Химия и жизнь. - 1987. -№11.
3. Гнатюк Р. Когда искусство лечит // Зеркало недели. - 2003. - № 36
4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. – СПб., 1999.
5. Лихолет Н. Искусство тоже лечит! // Дошкольный психолог - 2004. - № 24.
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. – М, 1985.
7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998.
8. Эмото М. Послание воды / Издательство: Попурри - 2006.
9. Фокин С. И. Валентин Александрович Догель. Его время, окружение и путешествия. В книге Ваш любящий Валя. Валентин Александрович Догель (1882-1955). Письма домой. – М.: товарищество научных изданий КМК. -2007.

Интернет-ресурсы:

10. Бехтерев В.М. Терапевтические возможности музыкального искусства http://gigabaza.ru/doc/20552.html

Приложение 1

 

Приложение 2

диаграмма 1


Приложение 2

диаграмма 2

Приложение 2

диаграмма 3

Успеваемость обучающихся


диаграмма 4

2019