Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Айбазова Н.И. Возможности использования учебных деловых игр на уроке английского языка

Библиографическое описание:
Айбазова Н.И. Возможности использования учебных деловых игр на уроке английского языка // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Деловая игра – активный метод обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают обучающихся, к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Деловая игра: это современный метод обучения иностранному языку для активизации навыков говорения на иностранном языке. При реализации данного метода на уроке процесс обучения учеников происходит в ключе активного взаимодействия учащихся. При этом каждый ученик принимает на себя определенные роли и функции в соответствии с поставленной задачей. Деловая игра помогает:

- смоделировать различные аспекты профессиональной деятельности, путем моделирования ситуации с помощью использования правил поведения учеников;

- снять языковой барьер при коммуникации;

- активизировать навыки свободного говорения на иностранном языке;

- овладеть иностранным языком как средством профессионального общения.

Цель использования активных форм и методов в учебной деятельности:

- Одна из главных целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

- Организация занятий с учетом включенности в процесс познания всех учеников группы без исключения.

- Включение учеников в самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи.

- Активизация учеников с целью сделать их главными действующими лицами в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими участниками этого процесса.

- Активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях учениками.

- Создание необычных условий работы.

- Использование различных форм работы: индивидуальной, групповой, коллективной.

Психолого-педагогические принципы организации деловой игры:

- принцип создания подобных конкретных условий (профессиональных или учебных);

- принцип создания игровой ситуации;

- принцип групповой деятельности;

- принцип диалога;

- принцип достижения одновременно игровых и обучающих целей;

- принцип наличия проблемы во время игровой деятельности.

Психологический эффект, возникающий в процессе проведения деловой игры благодаря групповому, деятельностному характеру, можно определить как личностную вовлеченность игры в процесс обучения, которая является необходимым условием его эффективности.

Деловая игра в отличие от традиционных методов обучения в своей конструкции содержит средства личностного вовлечения ее участников в учебный процесс, воздействия на их мотивационную сферу. Деловая игра позволяет вовлечь в учебный процесс мотивы накопления профориентационных знаний и моделей поведения школьников, которые обычно остаются нейтральными в процессе традиционного обучения. Это оказывается возможным благодаря такой существенной характеристике игры, как неопределенность, которая выражается в том, что игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать при принятии решений готовые алгоритмы, и вынуждены проявлять находчивость и инициативу, которые высоко ценятся в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность учащихся, выявляются их способности и склонности (на основе интереса к тому или иному аспекту обсуждаемой в ходе игры проблемы).

Выявление победителей должно проходить без упреков и осуждений других команд, и может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему учитель считает команду или нескольких учащихся победителями. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начинать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам.

В подведении итогов принимает участие весь класс (группа) вместе с учителем. Дети обсуждают результат игры. В некоторых случаях результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. Это необходимо для выработки навыков и самооценки, что особенно важно для объективной оценки учащимися своих способностей, что может играть важную роль при выборе профессии.

При проведении игры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Его задача организовать деловую игру согласно определенному сценарию. Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двупланности совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения. Взяв на себя исполнительскую роль, эти ученики, в лучшем случае берут на себя (явно или неявно) руководящие функции, а в худшем – парализуют деятельность группы. Комплект ролей и функций игроков должен отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Литература.

1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: Изд. «Педагогика», 2005. – 236 с.

2. Доможирова М.А. Современные методы обучения устной речи на иностранном языке. – СПб.: ГТУ, 1999. – 153 с.

3. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. – М.: Педагогика, 2000. – 223 с.

4. Лившиц О.Л. Ролевая игры на уроках английского языка в VIII классу // Иностранные языки в школе. – № 5. – 1987. С. 87-89.
2023