Библиографическое описание:
Горина Т.А., Недопекина З.В. Развитие у детей младшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
В младшем школьном возрасте, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Одной из актуальных проблем в обучении детей младшего школьного возраста является – развитие памяти. По словам Д.Б. Эльконина: «Память в этом возрасте становится мыслящей», она постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Это обусловлено тем, что освоение в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания опирается на мышление, использование различных способов и средств запоминания, что превращает память школьника в высшую психическую функцию. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Память - один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Учебная деятельность выдвигает для ребенка все новые требования. Практика современного общения нуждается в решении проблем эффективной переработки большого объема материала и быстрого, точного извлечения его из памяти в ситуации разнообразных задач.
Для развития памяти младших школьников уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики обогащались заданиями, упражнениями, играми, направленными на развитие памяти. На своих уроках, мы, как учителя начальных классов, стараемся развивать разные виды памяти. Зрительная память чрезвычайно важна для детей. Данный вид памяти формирует и воображение. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. При развитии зрительной памяти дети выполняют работы по образцу – списывание с доски, минутки чистописания по образцу, записанных в тетрадях (русский язык, математика), изготовление поделки, рисование эскизов (уроки технологии, изобразительной деятельности). Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому занятия организовываются в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание. Слуховая память развивается путём выполнения заданий. В своей работе мы используем методы: написание под диктовку элементов букв; рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам (русский язык, математика).
На уроках литературного чтения используется обучающая методика по созданию мнемических опор, разработанная Мальцевой К.П. «Смысловые единицы». Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания, в первую очередь, создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чём) говориться в этой части?» и «Что говориться (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в этой части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности младшего школьника. По такой методике на литературном чтении мы работаем с произведениями: К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей», «Дремучий лес», А.И. Куприн «Слон».
В зависимости от характера запоминающегося материала различают виды памяти: моторная, зрительная, слуховая, логическая. В учебной деятельности эти виды выступают в единстве или в определённых сочетаниях. На наш взгляд, изложение является одним из приёмов развития слуховой и логической памяти. Запоминание текста позволяет ребёнку:
· Усвоить информацию: когда ребёнок запоминаем текст, то вникает в его содержание и усваивает новые знания.
· Структурировать информацию: запоминание текста помогает понять, как информация организована и связана между собой.
· Развить навыки анализа: когда запоминает текст, обращает внимание на ключевые идеи, аргументы и примеры, что помогает анализировать текст и выделять главное.
· Улучшить навыки изложения: запоминание текста помогает лучше структурировать и организовать изложение.
Для успешного запоминания текста в своей работе мы используем различные методы, такие как чтение текста несколько раз, выделение ключевых слов и фраз, повторение текста вслух и т.д.
Запоминание текста требует времени и усилий, но это ценный навык, который поможет ребёнку не только в изложении, но и в других сферах жизни, где необходимо усваивать и запоминать информацию.
Во внеурочной деятельности мы проводим занятия на развитие познавательных процессов. С этой целью применяли упражнения и игры, активизирующие память младших школьников: «Предметы», «Запомни, рисуя», «Предметы и слова», «Предметы и цвет», «Открытки», «Цифры», «Кто больше запомнит», «Воспроизведение фразы». На таких занятиях дети принимают активное участие. Им очень нравится играть, выполнять различные упражнения, направленные на развитие памяти.
Такие занятия дают возможность разработать рекомендации к организации уроков:
- в учебно-воспитательной работе необходимо систематически применять игры и упражнения, направленные на развитие памяти младших школьников;
- целесообразно сообщать младшим школьникам информацию о различных приёмах и способах запоминания и помогать в их овладении;
- регулярно с помощью взрослого тренировать память младших школьников, провоцируя рассказ ребёнка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: по дороге в школу, из школы, в школе.
Горина Т.А., Недопекина З.В. Развитие у детей младшего школьного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
В младшем школьном возрасте, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Одной из актуальных проблем в обучении детей младшего школьного возраста является – развитие памяти. По словам Д.Б. Эльконина: «Память в этом возрасте становится мыслящей», она постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Это обусловлено тем, что освоение в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания опирается на мышление, использование различных способов и средств запоминания, что превращает память школьника в высшую психическую функцию. Никакое актуальное действие не мысленно вне процесса памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательного предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.
Память - один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Учебная деятельность выдвигает для ребенка все новые требования. Практика современного общения нуждается в решении проблем эффективной переработки большого объема материала и быстрого, точного извлечения его из памяти в ситуации разнообразных задач.
Для развития памяти младших школьников уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики обогащались заданиями, упражнениями, играми, направленными на развитие памяти. На своих уроках, мы, как учителя начальных классов, стараемся развивать разные виды памяти. Зрительная память чрезвычайно важна для детей. Данный вид памяти формирует и воображение. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. При развитии зрительной памяти дети выполняют работы по образцу – списывание с доски, минутки чистописания по образцу, записанных в тетрадях (русский язык, математика), изготовление поделки, рисование эскизов (уроки технологии, изобразительной деятельности). Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания. Поэтому занятия организовываются в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание. Слуховая память развивается путём выполнения заданий. В своей работе мы используем методы: написание под диктовку элементов букв; рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам (русский язык, математика).
На уроках литературного чтения используется обучающая методика по созданию мнемических опор, разработанная Мальцевой К.П. «Смысловые единицы». Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания, в первую очередь, создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Методика заключается в том, что перед учеником ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чём) говориться в этой части?» и «Что говориться (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в этой части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности младшего школьника. По такой методике на литературном чтении мы работаем с произведениями: К.Г. Паустовского «Растрёпанный воробей», «Дремучий лес», А.И. Куприн «Слон».
В зависимости от характера запоминающегося материала различают виды памяти: моторная, зрительная, слуховая, логическая. В учебной деятельности эти виды выступают в единстве или в определённых сочетаниях. На наш взгляд, изложение является одним из приёмов развития слуховой и логической памяти. Запоминание текста позволяет ребёнку:
· Усвоить информацию: когда ребёнок запоминаем текст, то вникает в его содержание и усваивает новые знания.
· Структурировать информацию: запоминание текста помогает понять, как информация организована и связана между собой.
· Развить навыки анализа: когда запоминает текст, обращает внимание на ключевые идеи, аргументы и примеры, что помогает анализировать текст и выделять главное.
· Улучшить навыки изложения: запоминание текста помогает лучше структурировать и организовать изложение.
Для успешного запоминания текста в своей работе мы используем различные методы, такие как чтение текста несколько раз, выделение ключевых слов и фраз, повторение текста вслух и т.д.
Запоминание текста требует времени и усилий, но это ценный навык, который поможет ребёнку не только в изложении, но и в других сферах жизни, где необходимо усваивать и запоминать информацию.
Во внеурочной деятельности мы проводим занятия на развитие познавательных процессов. С этой целью применяли упражнения и игры, активизирующие память младших школьников: «Предметы», «Запомни, рисуя», «Предметы и слова», «Предметы и цвет», «Открытки», «Цифры», «Кто больше запомнит», «Воспроизведение фразы». На таких занятиях дети принимают активное участие. Им очень нравится играть, выполнять различные упражнения, направленные на развитие памяти.
Такие занятия дают возможность разработать рекомендации к организации уроков:
- в учебно-воспитательной работе необходимо систематически применять игры и упражнения, направленные на развитие памяти младших школьников;
- целесообразно сообщать младшим школьникам информацию о различных приёмах и способах запоминания и помогать в их овладении;
- регулярно с помощью взрослого тренировать память младших школьников, провоцируя рассказ ребёнка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: по дороге в школу, из школы, в школе.