Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf
Данный урок – это урок изучения нового учебного материала, является 11-12 уроком в разделе «Устное народное творчество» предмета литературное чтение. Он спланирован на основе деятельностного подхода, который положен в основу разработанных стандартов второго поколения. На уроке планируется включение каждого учащегося в активную работу, что способствует развитию познавательного интереса к предмету литературное чтение, ориентирует обучающихся не только на усвоение отдельных понятий, но и на развитие их творческого потенциала.
Представленный урок - это коллективная творческая работа по созданию настольной игры к уроку литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России». Его продуктом является игра-ходилка «Путешествие по сказке Гуси-лебеди». В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Таким образом, формируются основы духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов.
Теме народного творчества в предметной программе уделяется большое внимание. Сказка как один из видов народного творчества, является источником народной мудрости. Она учит доброте, мудрости, решительности, уважению к старшим, ответственности. Дети с раннего детства любят сказки и игры, поэтому практическая деятельность учащихся на уроке важна и актуальна.
Формы работы на уроке – работа в группах, индивидуальная работа. Предусмотрены межпредметные связи с технологией и ИЗО.
На уроке планируется продолжить:
- формирование основ эстетического сознания и принятие ценности семейной жизни через освоение художественного наследия русских народных сказок,
- развитие творческой деятельности эстетического характера, через проектную деятельность (создание продукта проекта)
Предметная область: литературное чтение
Образовательная система: «Школа России»
Тип урока: урок проект
Класс: 2
Тема: « Создаем вместе свою игру по сказке «Гуси-лебеди»
Цель: формирование навыков проектной деятельности на уроке
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения ставить цель и учебные задачи проектной деятельности;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- развитие умения работать в группе, распределять роли и функции совместной деятельности;
- развитие умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- осознанно, правильно, выразительно читать;
- воспринимать на слух тексты в исполнении учащихся;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- организовать деятельность учащихся по оформлению творческой работы
Формы работы с детьми: фронтальная работа, групповая работа.
Прогнозируемый результат:
- учащиеся научатся различать малые жанры устного народного творчества, характеризовать героя сказки, определять последовательность событий, читать по ролям, рассказывать сказки по иллюстрациям, работать с текстом; планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- у учеников усовершенствуется навык работы по алгоритму;
- у школьников будут развиваться: самостоятельность и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; коммуникативная компетентность при коллективном выполнении проекта; трудолюбие и ответственность за качество своей работы; эстетический вкус
Оборудование: инструкции для групп учащихся, тексты отрывков из сказки, иллюстрации к сказке, кружочки красного и желтого цветов, основа для изготовления игры формата А3, клей, цветные карандаши, фломастеры, нарисованные яблочки, плакат формата А3 с изображением яблони.
Технологическая карта урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.Распределение учащихся по группам (4 группы).
Распределяются по группам, занимают места за столами.
Личностные:
организация рабочего пространства.
Мотивация.
Как вы понимаете слова А.С. Пушкина.
«Сказка - ложь, да в ней намек добрым молодцам урок…»
Что же такое сказка?
Сказка – литературное произведение, обычно народно - поэтическое, о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
А какие вы знаете сказки?
Слушают, отвечают на вопросы.
Коммуникативные:
умение слушать и поддерживать разговор на заданную тему.
Познавательные (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные:
включение в учебный процесс, мотивация учения.
Реализация проекта
У вас на столе есть инструкции по работе в группах (Приложение 1)
- Организует работу учащихся в группах по выполнению заданий.
Выберите из предложенных сказок те, в которых говорится о яблоках или яблони.
В какой сказке главными героями являются дети?
Подготовьте чтение этой сказки, по ролям.
У каждой группы свое задание.
- Предлагает детям прочитать сказку по ролям.
- Организует обсуждение сказки по вопросам:
Как вы думаете, какая сказка «Гуси-лебеди»: поучительная, героическая, юмористическая.
Любая сказка нас чему-то учит. А какой поучительный урок можно вынести из этой сказки?
Предлагает продолжить фразу:
«Согласитесь со мной детвора,
В детстве главное дело -…» (игра)
А давайте, используя полученные знания, создадим настольную игру. Какие настольные игры вы знаете?
- Организует работу в группах по созданию
«игры-ходилки по мотивам сказки «Гуси-лебеди»
- Предлагает провести взаимооценку по критериям (последовательность иллюстраций, аккуратность выполнения, соответствие поступков детей и цвета кружочков, эстетичность оформления)
- Предлагает презентовать работу группы (Приложение 2).
- Предлагает поиграть в свою игру школьникам в группах (Приложение 2).
Слушают, отвечают.
Работают в группах, выполняют задания по инструкции.
Выступают, читают сказку по ролям.
Слушают чтецов.
Обсуждают сюжет сказки, отвечают на вопросы. Делают выводы.
· (нужно слушаться старших;
· быть скромным и вежливым;
· на добро отвечать добром)
Слушают, отвечают.
Работают в группах по инструкции, выполняют творческий проект.
Взаимооценка.
Презентация работы групп.
Играют в получившуюся игру в группах.
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении, уметь слушать и понимать речь других и вступать в беседу при работе в группе;
уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные:
умение работать с инструкцией, отбирать необходимую информацию.
Личностные:
умение
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
умение работать по алгоритму, планирование деятельности.
Рефлексия
- Подводит эмоциональный итог. Предлагает прикрепить на яблоньку яблоко, раскрасив его цветными карандашами так:
если все понравилось, было интересно, все понял - карандашом красного цвета;
если не все понравилось, было не очень интересно, не все понял - карандашом желтого цвета;
если ничего не понравилось, было не интересно, ничего не понял - карандашом зелёного цвета (Приложение 2).
Подводят эмоциональный итог. Раскрашивают яблоки и прикрепляют на яблоньку.
Регулятивные: внутренняя рефлексивная самооценка деятельности.
Личностные: формирование готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
Приложение 1
Инструкция для учеников
Задание 1Выберите из предложенных сказок те, в которых говорится о яблоках или яблони.
«Гуси-лебеди»
«Хаврошечка»
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о Иване-Царевиче и Сером Волке»
«Колобок»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Мальчик-с-пальчик»
Задание 2
Выберите из этих сказок ту, где главными героями являются дети.
Задание3
Подготовьте выразительное чтение по ролям отрывка из сказки.
Для этого распределите роли в группе и прочтите отрывок из сказки.
Задание 4
Изготовление игры-ходилки.
Ход работы:
1.Разложите иллюстрации к сказке по порядку.
2.Расположите их на поле игры в соответствии с цифрами на участках поля.
3.Красные и желтые кружочки расположите таким образом: около картинки с хорошим поступком ребят положите желтый кружочек, около плохого поступка положите красный кружок.
4.Попросите учителя проверить выполненную часть работы.
5.Приклейте все элементы на поле.
6.От красных кружочков нарисуйте стрелки красного цвета на несколько ходов назад. От желтых кружочков нарисуйте стрелки желтого цвета на несколько шагов вперед.
7. Игра – ходилка готова! Вы можете в нее поиграть!
Тексты отрывков из сказки для групп:
Гуси-лебеди (группа 1)
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.- Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!
Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Автор- Мать-
Гуси-лебеди (группа 2)
Бежала, бежала, стоит печка.- Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
- Съешь моего ржаного пирожка, - скажу.
- О, у моего батюшки пшеничные не едятся!
Печь не сказала.
Побежала дальше, стоит яблонь.
- Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?
- Съешь моего лесного яблока, - скажу.
- О, у моего батюшки и садовые не едятся!
Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега.
- Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
- Съешь моего простого киселька с молоком, - скажу.
- О, у моего батюшки и сливочки не едятся!
Автор- Печка- Дочка- Яблонь- Молочная речка-
Гуси-лебеди (группа 3)
И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался еж; хотела она его толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:- Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?
- Вон туда-то! - указал.
Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.
- Речка-матушка, спрячь меня!
- Съешь моего киселика!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели. Вышла она, сказала: “Спасибо!” - и опять бежит с братцем; а гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Беда!
Автор- Ёжик- Девочка-
Гуси-лебеди (группа 4)
Стоит яблонь.
- Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!
- Съешь мое лесное яблочко!
Поскорей съела. Яблонь ее заслонила веточками, прикрыла листиками; гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидели - да за ней;
совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дороге печка.
- Сударыня печка, спрячь меня!
- Съешь моего ржаного пирожка!
Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь, села в устьецо. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.
А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.
Автор- Девочка- Яблонь- Печка-
Приложение 2
Настольная игра
«Путешествие по сказке
«Гуси-лебеди»
Авторы: учащиеся 2-А класса
Руководитель: учитель начальных классов Лисова Н.Н
МБОУ «Курловская СОШ»
Правила игры:
В игре принимают участие от 2 до 5 человек. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Если в конце хода фишка остановилась на цветном кружочке, нужно рассказать отрывок из сказки, который соответствует данной картинке и переместиться по стрелке. Если кружок красного цвета, фишка перемещается назад, т.к. поступок девочки «плохой», если кружок желтого цвета, фишка перемещается по стрелке вперед потому, что поступок «хороший».Работа учащихся группы №1
Яблоня «рефлексии»
Библиографический список
1. Русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева.- М.: Художественная литература, 1987. 383 с.2. Как сделать собственную настольную игру [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikihow.com ›... › Хобби и игры › Настольные игры