Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Матрёнина Н. С. Урок изобразительного искусства в 6 классе «Герои огненной черты»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Содержательная линия: синтетическая
Тема: «Герои огненной черты»
Цель: повторить, закрепить знания по теме 6 класса «Портрет. Вглядываясь в человека».
Задачи:
образовательная: закрепить знания об именах и подвигах советских людей; показать вклад жителей Донецкой области в Великую Победу;
развивающая: развивать художественные творческие способности при работе над портретом;
воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, преданности  и гордости за  свою Родину, чувство уважение и благодарности к старшему поколению за великий подвиг, совершённый ими в годы Великой Отечественной войны.
Ожидаемый результат: создание портрета героя Великой Отечественной войны.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Вид художественной деятельности: изобразительная деятельность.
Терминологический словарь: Безымянная высота, портрет, Герасим Ильич Лапин.
Обеспечение, материалы: мультимедийная установка, альбом, художественные материалы, презентация, портретная таблица, картины «На Безымянной высоте» художников Андрухаева Х., Ю. Богатикова, В.Кохаля, набор плакатов « Герои Великой Отечественной войны»
Художественно - педагогические технологии: интерактивные, интеграция (литература, изобразительное искусство), прогрессивное обучение (музейная педагогика).
Художественный контент В.Г.Меша, Н.Г.Коренюгина, Ю.У.Корытный,А.М.Соловьев, Г.Я.Рябых «Боевая и трудовая слава кировчан» кн.1, Донецк, «Регион», 2002г.
Скан:http://drinking-songs.ru/slova-pesen/na-bezymyannoj-vysote.html, https://blog.i.ua/community/1952/1413455/
Рерайтинг: http://donjetsk.com/lyudi/26075-chelovek-iz-pesni.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D07
Копирайтинг: уникальный текст написан автором урока.
Предварительная работа: Посещение школьного музея, экспозиции о Великой Отечественной войне

ПАЛИТРА УРОКА

1.Организационный момент. (1 мин)
Звучит песня М.Блантера на слова М.Матусовского «На безымянной высоте». Приветствие.
2. Эмоциональный аккорд:
Время беспощадно к любому человеку. К счастью, людская память дает возможность оглянуться на прошлое и отдать должное тем, кто сражался с оружием в руках за свободу своей Родины, чьи имена записаны в историю народа, о ком созданы поэмы и песни.
А вы знаете, что человек из песни «На безымянной высоте», написанной М.Блантером на слова М.Матусовского жил в нашем городе на улице маршала С.С. Бирюзова и работал на шахте Лидиевка?
Его имя Герасим Ильич Лапин. В музее школы № 93 бережно хранятся воспоминания героя о страшном бое, в котором в живых осталось только двое из 18 ребят.
3.Актуализация опорных знаний.(8 мин)
Рассказ поисковой группы учащихся, подготовленный ранее (сопровождается презентаций):

Дымилась роща под горою,

И вместе с ней горел закат...

Нас оставалось только трое

Из восемнадцати ребят.

Как много их, друзей хороших,

Лежать осталось в темноте

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.




Рисунок 1, 2: Г.И.Лапин
Герасим Ильич Лапин (Рис. 1,2.) до войны приехал в Донбасс по комсомольской путевке, работал в шахте, на заводе, был всегда впереди. В начале войны его эвакуировали в Сибирь с группой инженеров для организации работы завода. Но он все время просился на фронт.
27 июня 1943 года его просьба была удовлетворена. Так дончанин оказался во взводе сибиряков, которому суждено было грудью своей прикрыть безымянную высоту.
-Товарищи! Вы ночью должны взять высоту! – обратился к бойцам командир полка Е.Г.Салов. От успеха вашей штурмовой группы зависит успех всего полка!
В бой пошли 17 добровольцев, все коммунисты, и их командир Е. Порошин.
Немцы не ожидали атаку поздним вечером. Порошинцы приблизились к высоте и забросали фашистов гранатами. Те в беспорядке бежали, но быстро опомнились, и следующая рота советских солдат не смогла развить успех атаки. Горстка сибиряков оказалась в окружении.

Светилась, падая, ракета,

Как догоревшая звезда...

Кто хоть однажды видел это,

Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет

Атаки яростные те -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.




Рисунок 3, 4:Андрухаев Хусен. « На безымянной высоте» Юрий Богатиков «На безымянной высоте».



Рисунок 5,6:В.Кохаль «На безымянной высоте»

Над нами "мессеры" кружили,

И было видно, словно днем...

Но только крепче мы дружили

Под перекрестным артогнем. (Рис.3.4.5.6.)

Гитлеровцы не жалели огня, били по высоте из всех видов оружия. После артподготовки снова бросались в атаку, надеясь, что в живых уже никого не осталось. Но подпустив немцев как можно ближе, порошинцы косили их смертельным огнем.
Вдруг невдалеке застрочил вражеский пулемет. Евгений Порошин взял три гранаты и быстро пополз между воронками. Вскоре оттуда донеслись три взрыва и пулемет замолчал. Солдаты ждали командира, но он не вернулся, погиб, спасая товарищей.
Через сутки наш полк овладел высотой. Теперь уже навсегда. Путь на Рославль и Десну был открыт.
В последнем бою 13—14 сентября 1943 года на высоте 224.1 у деревни Рубеженка, Калужской области, насмерть стояли 18 советских солдат против примерно 500 пехотинцев Вермахта.
В живых на Безымянной высоте остались не трое, как поется в песне, а двое – Герасим Ильич Лапин (его нашли без сознания засыпанного землей) и Константин Николаевич Власов.
Все участники боя были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.
Осенью 1945 года Герасим Ильич вернулся в родной Донбасс и работал на шахте»2-7 Лидиевка» в Донецке. Современники звали его человеком из песни.
Поэт Михаил Матусовский находился на том участке фронта, где совершили свой подвиг восемнадцать сибиряков. Тогда же он написал поэму " Безымянная высота ". Но поэма оказалась лишь записью, наброском песни, родившийся через двадцать лет.
На высоте Безымянной в 1966 году установили памятник. Два ветерана встретились на его открытии. (Рис.7)


Рисунок 7: Встреча Г.И.Лапина и К.Н.Власова.
Герасим Ильич часто выступал перед донецкими школьниками, рассказывая о подвиге, который совершили его товарищи на Безымянной высоте. Умер ветеран в 1985 году.

Мне часто снятся все ребята,

Друзья моих военных дней,

Землянка наша в три наката,

Сосна, сгоревшая над ней.

Как будто вновь я вместе с ними

Стою на огненной черте -

У незнакомого поселка,

На безымянной высоте.

4.Мотивация учебной деятельности.(1 мин.)
Высоты называются Безымянными. Но это не так. Свои имена им отдали Иваны, Николаи, Данилы, Борисы и Александры. Сегодня мы нарисуем портреты героев, закрывающих своей спиной высоты своей Родины, стоявших на переднем крае Великой Отечественной войны. Наша работа будет называться: «Герои огненной черты»
5. Обобщение и систематизация изученного материала.(1 мин).
С помощью таблицы вспомните пропорции лица, продумайте детали портрета и заднего плана, которые подчеркнут характер вашего героя, его отвагу и героизм.
- что вы нарисуете на переднем плане? (портрет героя, его лицо)
-какими деталями можно дополнить задний план, чтобы показать подвиг воина? (силуэты бойцов, партбилет, холм, взрывы, самолеты, дым и т.д.).(Рис.8)




Рисунок 8. «Герои огненной черты»
6. Закрепление изученного материала. АРТ-ПРАКТИКА
Самостоятельная творческая работа. (30 мин)
Индивидуальная помощь в работе над портретом, создании композиции, использовании изобразительного материала (карандаш, акварель, мелки, пастель)
7.Проверка учебных достижений учащихся (2 мин.)
Оформление экспозиции созданных портретов.
8. Рефлексия(1 мин)
Заключительный аккорд:

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

-Ребята, я прошу вас ответить на главный вопрос урока: какие чувства вы испытали сегодня во время работы?
-Сегодня я почувствовал…
9. Домашнее задание(1 мин):
На каникулах посетить музей Великой Отечественной войны и сделать зарисовку заинтересовавшего вас экспоната.

Приложение 1:

Раздаточный материал «Портретная таблица»


Библиографический список

1. В.Г.Меша, Н.Г.Коренюгина, Ю.У.Корытный,А.М.Соловьев, Г.Я.Рябых «Боевая и трудовая слава кировчан» кн.1, Донецк, «Регион», 2002г.
2021