НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Авдащенкова Т.С. Экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине

Оригинaл материала размещен в выпуске № 04 (06) https://f.almanah.su/06.pdf


Патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в нем основа жизнеспособности любого общества и государства. Если обратиться к реалиям современной России, то нетрудно заметить, что именно патриотическое воспитание и связанный с ним комплекс ценностных проблем вбирает в свой фокус все наиболее острые проблемы российского государства и социума, истории России, её настоящего и будущего. Патриотическое воспитание превращается в «солнечное сплетение», «место встречи всех педагогических проблем», которые воистину «изменить нельзя».
Социально-экономические преобразования последних двух десятилетий привели к росту общественного неравенства и снижению уровня жизни, что не могло не отразиться на ценностных ориентациях молодежи. В подобных условиях проблемы формирования любви к родине становятся особенно актуальными.
В последние годы государством были предприняты усилия по развитию системы патриотического воспитания граждан. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года вводится понятие «гражданской идентичности» как ключевого компонента российской национально-государственной идентичности, а ее формирование обозначено как важнейшая ценность ориентации гражданско-патриотического воспитания. В идеале патриотическое воспитание должно представлять собой совместную систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи.
В 2008 году началась реализация мероприятий в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 гг.», впоследствии продолженная до 2020 года [2]. Программа ориентирована на повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. В современных условиях патриотическое воспитание, «являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины». [17, с. 28]
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотическое воспитание дошкольников следует начинать с формирования у них патриотического чувства.
О значении патриотического чувства и особенностях его воспитания писал ещё в XIX веке русский педагог К.В. Ельницкий. В статье «Патриотическое чувство и воспитание его» [8] К.В. Ельницкий отмечал, что человек может иметь только одно Отечество и любовь к нему и к соотечественникам и можно назвать патриотическим чувством. Человек, имеющий патриотическое чувство не может, по мнению К. В. Ельницкого, равнодушно относиться к судьбе своего Отечества и своих соотечественников: он и славу, и бедствия своей страны принимает близко к сердцу. Патриотическое чувство относится к высшим чувствам. Это чувство формируется последовательно, мало-помалу. «Вместе с физическим и духовным развитием ребёнка растёт и развивается постепенно и почти незаметно его привязанность к Родине и соотечественникам. Пока круг столкновений ребёнка ограничивается семьёй, он привязывается к матери, сестре, няне и другим членам семьи; к ним он относится с большим доверием и сочувствием, чем к посторонним лицам. Он отличает “своих” от “чужих”. Затем, с возрастом, он знакомится с другими семьями, сближается в играх с посторонними детьми, привязывается к ним, ценя в них товарищей своих веселых игр» [8, с. 17]. Потом он привязывается к своей школе, знакомится с городом или селом – привязывается к ним. «Ему становятся близки и милы и улицы, и дома, и сады родного города, и ничто уже не в состоянии заменить ему их» [8, с. 18]. Таким образом, К.В. Ельницкий прослеживает последовательный процесс развития патриотического чувства от любви к семье до любви к государству. Он отмечал, что надо заботиться о правильном воспитании в воспитанниках этого чувства, иначе оно может развиться слишком слабо, либо совсем не развиться и не будет иметь никакого влияния на поступки человека.
К.В. Ельницкий обращал внимание на следующие средства воспитания патриотического чувства:
·          Выработку привычки к Родине и Отечеству: к местности, лицам, предметам, явлениям, которые часто видят дети, к картинам родной страны, особенностям народного быта, соотечественникам. Привычки, образовавшиеся в детские годы, особенно крепки.
·          Влияние ассоциаций, представлений и чувств. В детские годы всё кажется человеку ярким, занимательным и интересным, всё радует.
·          Воспитание питомца в пределах Отечества. Привыкнув к иноземному, он будет чужд по своим мыслям и чувствам Отечеству, не будет с ним в тесной связи.
·          Пример лиц, окружающих ребёнка. Лица, проникнутые патриотизмом, служат образцами для подражания. Отечественная история представляет поучительные примеры проявления патриотического чувства.
·          Отечественную географию, ознакомление с пространством, народонаселением и культурным состоянием Отечества, обучение отеческому языку сближают с духовной жизнью народа.
·          Пение песен, поэзию; торжественное празднование дней, имеющих особо важное значение в жизни Отечества.
По мнению К.В. Ельницкого «патриотическое чувство облагораживает человека, поднимает его нравственно. Если же оно не развивается, то и нравственное чувство не будет развиваться правильно [8, с. 20].
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом, а, главное, неравнодушно относиться к перспективам будущего развития страны.
С ранних лет у детей формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей», социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, обществом, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине.
О важности приобщения ребенка к истории и культуре своего народа, страны написано много. В периодических журналах, таких как: «Дошкольное воспитание», «Народное образование», «Современный детский сад», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», в последнее время много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, обсуждаются вопросы краеведения как средства патриотического воспитания. Но в настоящее время наибольшее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, поиск новых методов работы. В связи с этим наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляют статья О.В. Солнцевой «Город, в котором я живу: дошкольникам о родном городе» [21] и две статьи О.В. Солнцевой в соавторстве с Е.В. Кореневой-Леонтьевой «“Встреча с городом” как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми» [20] и «От диагностики к педагогической технологии краеведческого образования детей дошкольного возраста» [22]. Авторы этих статей подходят к проблеме патриотического воспитания с современных позиций и разрабатывают инновационные формы и методы образования и воспитания. Они подчеркивают, что, «организуя восприятие ребёнком родного города, важно чтобы он включился в сюжетно-событийный контекст, связанный с культурным наследием города, почувствовал себя участником исторических событий» [20, c. 39]. Это дает возможность ребенку почувствовать сопричастность родному краю и его истории. Основными методами организации «Встречи с городом» должны стать ситуации игрового моделирования, рассказывание дидактических сказок и историй, ассоциативные игры, детское экспериментирование и т.п.
Современный уровень развития электронно-коммуникативных технологий позволяет существенно расширить возможности педагога при организации подобной работы. Так, «встречи с городом» можно организовывать преимущественно в виртуальном пространстве с использованием компьютерных технологий. Тем более, что многие детали городского убранства недоступны даже взрослому человеку, а куда-то просто трудно доехать. Виртуальные технологии позволяют не только приблизить объект, но и рассмотреть его с разных сторон. Таким образом, у дошкольника формируется зрительный ассоциативный ряд, который необходим для понимания специфики воспринимаемого объекта. «Встреча с городом» – это форма совместной деятельности воспитателя и детей, предоставляющая дошкольникам возможность увидеть объекты культурного наследия родного города, узнать о них, проникнуться отношением к ним и выразить его в творческой деятельности – рисовании, речевом творчестве и др.
Можно выделить несколько видов встреч старших дошкольников с городом:
·                      Встреча-сказка (история). Ее основа – рассказывание детям дидактической сказки или истории, её дальнейшее обсуждение. Используется для первоначального ознакомления с объектами культурного наследия. Организуется при знакомстве детей со скульптурным убранством архитектурных сооружений города.
·                      Встреча-путешествие. Используется, если у детей уже есть первоначальные представления об архитектурном ансамбле. Предполагает перемещение детей по одному или нескольким архитектурным ансамблям города в виртуальном пространстве. Её построение предполагает вычленение логических эпизодов – остановок на пути следования.
·                      Встреча-экскурсия. Итоговая встреча по теме, которая представляет собой организованное в виртуальном пространстве целенаправленное передвижение от одного знакомого объекта к другому, от восприятия по частям к восприятию в целом [20, c. 40-41].
Однако «встреча с городом» не заменяет непосредственно восприятия ребёнком городского пространства, а дополняет и углубляет его. Настоящей встречей с городом может стать экскурсия.
Экскурсия (от лат. excursio – прогулка, поездка) – коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. На экскурсии показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода, который передает аудитории свое видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Впервые экскурсии стали использовать в учебном процессе в конце XVIII – начале XIX вв. Еще французский философов, автор знаменитого «Эмиля, или о воспитании», Ж.-Ж. Руссо отмечал важность экскурсий для развития наблюдательности, любознательности и самостоятельности в исследовании окружающего мира у детей школьного и дошкольного возраста. В противовес господствовавшей тогда в обучении схоластике экскурсии были прогрессивным нововведением. Постепенно экскурсии стали неотъемлемой частью учебного процесса в школе. В Москве в 1910 г. была создана Центральная экскурсионная комиссия, которая обслуживала школьников и педагогов. Помимо чисто учебных экскурсий появились и развивались экскурсии культурно-просветительского характера. В 1907 г. при Российском обществе туристов специально для этого была создана организация «Экскурсии по России». До революции в России даже издавались журналы, посвященные экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» (Москва, 1914-1916), «Русский экскурсант» (Ярославль, 1914-1917). После революции работа в этом направлении была продолжена.
Б. В. Емельянов в своей книге «Экскурсоведение» предлагает следующую классификацию экскурсий: 1) по содержанию; 2) по составу и количеству участников; 3) по месту проведения; 4) по способу передвижения; 5) по продолжительности; 6) по форме проведения [9, с. 66-70].
По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые), тематические, учебные и рекламные. Обзорная экскурсия, как правило, многотемная, с использованием исторического и современного материала. Строится на показе различных объектов – памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, и процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче её раскрытия. Учебная экскурсия рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов (экскурсия-консультация, экскурсия-демонстрация, экскурсия-урок, учебная экскурсия для специальной аудитории).
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, коллективные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. п. По месту проведения выделяют городские, загородные, производственные, музейные и комплексные экскурсии. По способу передвижения – пешеходные и транспортные, состоящие из двух частей: анализа экскурсионных объектов на остановках и рассказа в пути материала, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа. По продолжительности – короткие и длинные. По форме проведения экскурсии делятся на экскурсии-массовки, экскурсии-прогулки, экскурсии-лекции (в них рассказ преобладает над показом), экскурсии-спектакли на основе конкретных произведений художественной литературы и др. Но на практике деление экскурсий на чётко определенные группы носит условный характер и имеет смысл в первую очередь для педагога и организатора экскурсии при продумывании плана экскурсии и постановке целей и задач.
Обычно экскурсии ассоциируются с работой школьного учителя – он вывозит учеников, организует экскурсии… Но это неправильное представление. В детском саду экскурсия также является одной из важных форм организации обучения и воспитания. С помощью мини-экскурсий дошкольников можно знакомить с «близкой историей» – памятником погибшим воинам, краеведческим музеем, домом-музеем известного художника или писателя и т.д. В каждом городе есть такие места и родителям и воспитателям необходимо обращать на них внимание ребенка, а не проходить мимо. При ознакомлении с родным городом целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Предновогодний город», «Новый сквер». Важно формировать у дошкольника представление о людях и их деятельности, как главном богатстве нашей страны.
«Основное значение экскурсий для дошкольника состоит в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах» [12, c. 56].
На экскурсии дошкольнику гораздо легче проследить связь явлений между собой, а значит, и лучше усвоить материал, чем если бы он только услышал ту же информацию от взрослого. Лучшее усвоение материала достигается за счет наблюдения, которое является основными методом работы на экскурсии. С точки зрения психологов, наблюдение – достаточно сложная деятельность, ведь ее основу составляет сознательное целенаправленное восприятие, которое требует развитого внимания, умения концентрироваться и сосредотачиваться, анализировать и осмысливать воспринятое в свете прежнего опыта. Для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому как форма организации обучения экскурсия в полной мере доступна лишь в средней и старшей группах. Но этот минус экскурсии одновременно становится и ее плюсом. Ведь во время экскурсий развивается внимание дошкольников, так как их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определенном объекте или явлении. А неоднократное обращение к одной и той же теме способствует развитию внимания. Основная задача экскурсовода как раз направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
Каждую экскурсию необходимо разрабатывать с учетом познавательных возможностей дошкольников. Важно понимать значение данной экскурсии в общей системе работы по развитию личности и патриотическому воспитанию. Необходимо отобрать несколько образовательных задач, которые предстоит решить в ходе экскурсии. Обычно их больше и они шире, чем на обычном занятии. В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Воспитатель и экскурсовод должны так организовать экскурсию, чтобы не только пополнить знания о родном крае и стране, но и вызвать интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний должны способствовать развитию образного и логического мышления ребёнка.
Не менее важным этапом обучения и формирования патриотизма является следующая за экскурсией работа по углублению и закреплению представлений, полученных непосредственно на экскурсии. Она осуществляется в ходе повседневных занятий – в рассказах, обсуждениях, рисовании, лепке и конструировании. В заключении целесообразно провести итоговую беседу. Так как экскурсии обычно запоминаются своей необычностью и новизной, вызывая у детей удивление, радость, восторг. Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы, рассуждают, рассказывают и описывают увиденное. Поэтому воспоминания о прогулках и экскурсиях впоследствии они с удовольствием передают в рисунках и поделках, а увиденные сюжеты «проигрывают» в ходе ролевых игр и сказок.
Отдельно нужно подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы дошкольников – формировании чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы и даже на производство учат как понимать произведения искусства, так и находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Важна и нравственная сторона. В ходе знакомство с историей родного края, воспитывается любовь к родному краю, что способствует формированию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Гордость и уважение невозможно без создания положительного отношения детей к истории своей страны и к ее современности, к людям, его населяющим, к его культуре и традициям. Поэтому так важно проводить целенаправленную работу по историческому воспитанию дошкольников. Экскурсионная работа должна стать неотъемлемой частью в деле воспитания гражданина и патриота. И если систематически проводить экскурсионную работу со старшими дошкольниками, то уровень их патриотического чувства будет выше.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к родному краю, так как дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, её способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствовать многостороннему развитию личности. Все это подтверждает выводы последних научных исследований: экскурсии создают благоприятные условия для всестороннего развития детей.
Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью дошкольной работы. Но для достижения высоких результатов необходимо соблюдение нескольких системообразующих условий:
1.          Педагог должен быть готов к патриотическому воспитанию старших дошкольников.
2.          Воспитание патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.
3.          Ознакомление с родным краем и его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра и др.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.).
4.          Информация должна быть доступна для восприятия и понимания ребенком.
5.          Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем родном крае должно стать базой для воспитания у детей патриотизма.
Стоит отдельно отметить еще одно обстоятельство. Формирование патриотических чувств, проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Для ребенка именно близкие ребенку люди являются образцом, именно им он стремится подражать. Поэтому важно, чтобы они тоже организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
На основе проведенного исследования автором статьи были разработаны план экскурсионной работы для детей старшего дошкольного возраста и методические рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию.

План экскурсионной работы

для детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Темы видеоэкскурсий

Цель

1.

«Символика России и её столицы»

Познакомить старших дошкольников с основными символами (герб, флаг, гимн) России и ее столицы, посетив Красную площадь и Московский Кремль.

2.

«Музей сказки»

Познакомить старших дошкольников с Музеем сказки.

3.

«Музей матрешки»

Познакомить старших дошкольников с Музеем матрешки.

4.

«Музей кукол»

Познакомить старших дошкольников с Музеем кукол.

5.

«Праздники России»

Познакомить старших дошкольников с праздником День города, посетив Поклонную гору.

Методические рекомендации для родителей

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
·                      Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
·                      Во время прогулок рассказывайте, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
·                      Рассказывайте ребенку о работе общественных учреждений – почты, библиотеки, музея, магазина и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
·                      Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
·                      Расширяйте собственный кругозор.
·                      Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
·                      Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
·                      Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
·                      Регулярно посещайте музеи родного города. Составьте план посещения музеев. Выясните, какие музеи в первую очередь хотел бы посетить ваш ребенок. Обращайте внимание на экскурсии, которые проводятся в интерактивной форме и учитывают возраст вашего ребенка. Обсуждайте после экскурсии полученные впечатления.

Список использованной литературы

1.       Закон РФ «Об образовании» РФ 2016 года (273-ФЗ РФ 2016). – Москва: Проспект, 2016. – 160 с.
2.       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [Элемтронный ресурс] URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
3.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 г. / Приказы и письма министерства образования и науки РФ / Под ред. Цветкова Т.В. – М.: Сфера, 2014. – 96 с.
4.       Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома / Ю. Атемаскина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 75-81.
5.       Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России / О. Баранникова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 8. – С. 54-58.
6.       Богуславский Н.В. С чего начинается Родина? / Н. В. Богуславский // Народное образование. – 2012. – № 9. – С. 45-57.
7.       Газизова Р. Музейная педагогика в детском саду / Р. Газизова // Дошкольное воспитание: в республике Татарстан. – 2012. – № 6. – С. 104-105.
8.       Ельницкий К. Патриотическое чувство и воспитание его / Ельницкий К. // Современный детский сад. – 2009. – № 4. – С. 16-21.
9.       Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2007. – 216 с.
10.   Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: Скрипторий, 2008. – 143 с.
11.   Казаева Е. Гражданственность как интерактивное качество личности / Е. Казаева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 5. – С. 85-89.
12.   Кирюханцев К.А. Экскурсия – важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду // Вестник Щадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 2(26). – С. 55-58.
13.   Корнешова С. Русские народные традиции. Проектная деятельность в детском саду / С. Корнешова, О. Никандрова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 63-67.
14.   Костина Л. С чего начинается Родина? / Л. Костина // Современный детский сад. – 2009. – № 5. – С. 49-51.
15.   Макарова Т. Роль социального окружения ДОУ в патриотическом воспитании старших дошкольников / Т. Макарова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 14-17.
16.   Микляева Н. Мониторинг патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Н. Микляева // Современный детский сад. – 2010. – № 2. – С. 7-12.
17.   Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников. Учебно-методическое пособие. – Белгород: изд. дом «Белгород», 2013. – 156 с.
18.   Пантилеев М. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам / М. Пантилеев // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 2. – С. 36-42.
19.   Полковникова Н. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации / Н. Полковникова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 96-105.
20.   Солнцева О.В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми / О.В. Солнцева, Е.В. Коренева-Леонтьева Е.В. // Современный детский сад. – 2011. – № 5. – С. 38-48.
21.   Солнцева О.В. Город, в котором я живу: дошкольникам о родном городе / О. Солнцева // Современный детский сад. – 2010. – № 1. – С. 55-61.
22.   Солнцева О.В. От диагностики к педагогической технологии краеведческого образования детей дошкольного возраста / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева // Современный детский сад. – 2010. – № 2. – С. 30-40.
23.   Фролова А. Нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С. 94-95.
24.   Хоменко И. Что знают дети о своей семье, своей и чужой культуре? / И. Хоменко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 12. – С. 107-110.
malinkadef@mail.ru
Тел: 89036698186

© Т.С. Авдащенкова, 2016

2018