Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf
В МКДОУ д/с №97 «Сказка» в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, разработаны педагогами и реализуются 9 программ, прошедших конкурсный отбор среди муниципальных казенных дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области и реализующих часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений, в нескольких образовательных областях в 2017 году.
Одна из таких программ «3D конструирование». В основе программы «3D конструирование» лежат труды М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» и А. Петелина «Sketch Up – просто 3D!» (Учебник – справочник Google Sketch Up) Программа ориентирована на возраст от 5 до 7 лет.
Основанием создания программы послужило анкетирование родителей, которое показало, что значительная часть родителей интересуется современными технологиями и современными развивающими игрушками для детей, а так же компьютерными технологиями.
Программа «3D конструирование» реализуется с использованием компьютерной программы «Sketch Up» и соответствующих конструкторов 3D направленности.
Для реализации данной программы в ДОУ были созданы все необходимые условия: выбрано самое большое помещение, приобретены 4 ноутбука, наборы конструкторов «Klikko», «Архитектор», «Лего», «Шестеренки», «Веселые виражи», наборы счетных палочек и плоских геометрических фигур, а также 2 набора «Куборо базис» и др.
Система работы с детьми в программе «3D конструирование» состоит из трех этапов:
· 1 этап - плоскостное моделирование;
· 2 этап – объемное моделирование из разных видов конструктора;
· 3 этап – объемное моделирование использование программы Sketch Up.
1 этап - начинается со знакомства с различными геометрическими фигурами с помощью которых дети выполняют различные задания. Игровые задания не ограничивают ребенка в свободе творчества. В процессе выполнения заданий дети учатся соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязи между ними (например, ромб можно составить из двух треугольников, а большой треугольник из двух маленьких). Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, подводит детей к построению схем, планов, чертежей.
2 этап – знакомство с конструкторами для создания объемных моделей. Дети играют с конструкторами, выполняют различные постройки по образцу или по схеме, парами или командами, соревнуются между собой. Создают объемные модели не только с конструкторами, но и по технике оригами. Играют в настольные игры «Веселые виражи» и «Куборо базис». Дети самостоятельно создают правила и схемы для игры с конструкторами, самостоятельно распределяют роли «игрок», «судья». Играя с различными конструкторами, ребенок самостоятельно выстраивает логическую цепочку от простого к сложному, создает алгоритм действий и следует ему, это учит ребенка создавать алгоритм действий и для другой деятельности.
3 этап – знакомство с программой Sketch Up. Для плавного перехода к программе Sketch Up у детей должен быть опыт работы на компьютере, для этого они знакомятся с программой Paint, которая помогает им приобрести уверенный навык работы с компьютером. После того как дети самостоятельно включают, выключают компьютер, сохраняют созданный файл (рисунок), начинается знакомство с программой Sketch Up.
При знакомстве с программой Sketch Up у детей не возникает сложностей, так как программа имеет очень простой, удобный и функциональный интерфейс, что позволяет очень быстро изучить все настройки. В программе используются простые и понятные инструменты, имеющие соответствующее обозначение: карандаш проводит линии, ластик стирает не нужное, геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник. Программа включает в себя создание различных блоков самых разнообразных форм, с их помощью очень легко воплотить свою фантазию или воспроизвести свою постройку в программе.
Познакомившись с элементами программы Sketch Up и создавая объемные постройки из конструктора, дети выполняют задания, например, построй фигуру, затем создай в программе и наоборот создай в программе модель, а затем собери из удобного конструктора. Это позволяет увидеть ребенку объемное изображение и соотнести его с реальным, проанализировать свои ошибки, стараясь добавить максимальной схожести.
Данная программа формирует у детей представления об объемности предмета путем вращения фигур и рассмотрения с разных сторон. Развивает фантазию и воображение, понимание основ проектирования и способствует приобретению первых инженерных навыков. Ребенок учится создавать трехмерные модели, развертки и чертежи различных объектов.
Каждый этап в программе необходим для развития ребенка и является подготовительным к следующему этапу, более сложному.
За первый 2017-2018 учебный год, дети в своих работах реализовали все 3 этапа. По итогам диагностики у детей наблюдается хорошая динамика в развитии. В реализации программы участвовали дети с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями речи. Программа помогла детям раскрыться в данном направлении, и быть более успешными в группе среди сверстников.
Создавая объемные буквы, цифры, объемные рисунки природы, домов и многое другое, результаты работы всегда неожиданно приятные, дети делают новые открытия, используют простые и сложные элементы программы. У детей, конечно же возникали трудности при работе с готовыми схемам, по образцу или по инструкции, поэтому приходилось подробно и наглядно их разбирать.
На второй 2018-2019 учебный год, основной частью работы с детьми является объемное моделирование с использование программы Sketch Up.
Создание в программе объемных композиций из нескольких моделей, например дом с окном, лестницей, трубой или рядом стоящий фонарный столб, скамейка и другие элементы.
Детям нравится процесс создания в программе Sketch Up, они стараются добиться максимальной схожести с воображаемым предметом или с образцом, это формирует у ребенка такие качества, как доводить начатое до конца. Ребенок, достигший своей цели, становится более успешным и уверенным в себе.
Красивые и яркие конструкторы, компьютер, игровая работа с компьютером, компьютерные программы, элементы программ, все это привлекает детей, вызывает у них большой интерес, побуждает к новым открытиям, возникновению новых вопросов, дети внимательно слушают взрослого, проявляют инициативу. Работая в паре, дети делятся своим мнениям, помогают друг другу, дают советы и с нетерпение ждут общения с миром техники.
Данная программа награждена «Золотой медалью» во Всероссийском конкурсе территория ФГОС.
Опубликована статья в сборнике Казначеевские чтения № 4, 2018 г. «Создание условий для реализации вариативной части ООП в детском саду»
Дети приняли участие в конкурсе детских рисунков (созданных с помощью компьютерных технологий) «Мир науки глазами детей» в рамках Всероссийского фестиваля науки - 2018 г., а также были участниками в Чемпионате ДОУ по Tricky Ways в рамках выставки «Учебная Сибирь 2019», хотелось бы отметить, что именно ребенок с нарушением речи набрал наибольшее количество баллов в соревнование по Tricky Ways.