Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Никифорова Н.А. Роль матери и отца в воспитании ребенка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12) https://f.almanah.su/12.pdf


Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей и, в то же время, это неописуемое счастье. Освоение и формирование роли отца и матери - это важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений. Ведь лучшее наследство, которое мы можем оставить своим детям, - это хорошее воспитание – так гласит древняя мудрость.
Несомненно, что в воспитании детей должен принимать участие каждый из родителей в равной мере. И мать и отец несут свою нагрузку, которая у них различается. Если в семье по отношению к детям выдвигаются единые требования, то родители становятся на путь к осознанию родительского счастья. Родительское счастье – это, прежде всего, преодоление конфликтных и не особо приятных ситуаций. У ребенка на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Дети, наблюдая за родителями, получают наглядный пример, как относятся мужчины к женщинам и учатся понимать природу мужчин и женщин. Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер:
«Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».
Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество «ловушек» при ее освоении. Так, кандидат психологических наук Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них, которые показывают всю сложность закрепления положительных установок и стереотипов, направленных на процесс воспитания.
Ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).
Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»).
Ловушка нормальности, или «все как у людей» — отказ от понимания и принятие уникальности своей жизни и жизни членов своей семьи.
Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» — ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.
Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»).
Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») — игнорирование личностного общения.
Ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских способов решения жизненных задач.
Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.
Ловушка ревности к детям — нежелание считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим людям.
Идеальный вариант, когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки — ее отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать зависимость, стремление подчиняться, не инициативность.
В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания — авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат — дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем — пассивны и зависимы, мальчики — неуправляемы и агрессивны.
Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями слабо или совсем не регламентируются поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
Индифферентный стиль с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.
Демократический стиль, когда родители ориентированы на предоставление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок. Чем больше родители уделяют внимания своему ребенку, тем более важное место занимает ребенок в их жизни; а также, чем более четко описывают свои требования, сдерживают обещания, тем более психологически благополучен ребенок в семье (Клюева Н.В.)
Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут отсутствие в семье одного из родителей (по данным статистики, неполные семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи психологически асоциальных зависимостей; проживание в семье тяжело больного человека.
Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:
— выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
— ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
— уверенность в своих силах и самодостаточность;
— умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
— способность разграничить ошибку и свою личность.
Психолог Мишина Т.М. в своей книге «Семейные конфликты и семейная психотерапия» описывает наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы детско-родительских отношений:
- Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме.
- Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи «спрятаны» от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений.
- Изоляция - в наиболее явном виде происходит отчуждение одного из членов семьи от воспитания ребенка. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.
Таким образом, в семьях, где мать и отец стремятся сделать все для развития и воспитания своих детей, создать благоприятный микроклимат в семье, а так же где поведение ребенка подчиняется общим правилам и требованиям - в таких семьях ребенок будет испытывать эмоциональный и психологический комфорт. Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы. Влияние отца оказывает на мальчика основополагающее значение. Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои общие секреты. Все это делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями. Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по-мужски относиться к жизни, решать проблемы, общаться с людьми. Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о стабильной семье, которую она в будущем будет вести. Тем не менее, современные отцы превосходят отцов прошедших поколений в уходе за детьми и общении с ними. Они эмоционально ближе к детям, лучше их знают, больше дорожат их любовью, больше к ним привязаны. Даже самый слабый сегодняшний отец сильнее, чем отцы предыдущих поколений. Поэтому отсутствие отца ощущается сегодня ребенком тяжелее, чем в прошлом, когда воспитательные заботы были исключительно женским делом. Роль матери, в свою очередь, заключается не только как в хранительнице домашнего очага и уюта, но и в том, чтобы передавать своим детям семейные традиции и ценности, чтобы быть наставником и советчиком для детей.
Итак, подводя итог, делаем вывод, что бесценно гармоничное сочетание обоих родителей – отца и матери, в полноценном развитии детей. Лишь одного начала – материнского или отцовского, недостаточно для успешного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя.
Интересы отца и матери направлены на общую цель: вырастить детей физически и нравственно здоровыми, граждански зрелыми, раскрыть их способности и дать им соответствующее образование. Но достигают они этой цели каждый собственными способами. Если старания матери, прежде всего, сосредоточены на сохранении здоровья и сил своего ребенка, на передаче жизненных ценностей, то старания отца направлены на то, чтобы научить ребенка бесстрашно их тратить на общую пользу. Как правило, именно он прививает детям навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в них чувство долга и ответственности за порученное дело, выводит их интересы за порог собственного дома. Именно он в большей степени приобщает свое потомство к общественным заботам.
Искусство отца и матери заключается в том, чтобы, не роняя авторитета, не опускаясь до небрежной фамильярности в отношении с детьми, уметь сказать им самое-самое и быть уверенным, что тебя поймут. Поэтому любите своих детей, помните о само ценности периода детства. О том, что недосказанность, недолюбленность и неумение слушать и слышать вами вашего ребенка может привести к серьезным последствиям, связанным с социальной адаптацией в обществе. Что выразится в поведении, общении ребенка, как со сверстниками, так и с родителями.

Список библиографии

1.       Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999 г.
2.       Клюева Н.В. Психолог и семья: Диагностика, консультации, тренинг. Ярославль, 2001г.
3.       Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учебных заведений – М., 1999г.
4.       Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия. – Л., 1976г.
2018