НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Бурмак И.В. Методика проведения родительского собрания в детском саду

Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf

Считается, что родительские собрания принято проводить только в школе. Родители придают им большое значение, ведь это верный способ узнать о достижениях или неудачах своего чада в учебе, получить информацию о его поведении и принять участие в жизни класса. Игнорировать родительские собрания в детском саду не стоит. Ведь посещение таких мероприятий – гарантия того, что малыш будет комфортно чувствовать себя в саду, а родитель будет знать обо всех проблемах и перспективах его развития.
Обычно организовывает собрания воспитатель, или заведующий учреждения. Но, чтобы собрание прошло хорошо и результативно, нужно заранее позаботиться о том, по какому принципу оно будет проведено. Однако воспитателю необходимо понимать, что родители могут быть весьма скептично настроены на подобные мероприятия и посчитают, что с них в очередной раз собираются требовать деньги на ремонт, покупку мебели или игрушек. Поэтому, нужно организовать родительское собрание, особенно первое, так, чтобы они видели, что воспитатель, главным образом, заинтересован в воспитании малышей.
Родительские собрания в детском саду играют важную роль в установлении взаимодействия между воспитателем и родителями, а также между самими родителями. Это своеобразная форма обратной связи, возможность обсудить предстоящие планы обучения и воспитания детей в детском саду и поговорить об индивидуальных особенностях развития детей. На родительские собрания воспитатели приглашают и узких специалистов: логопедов, психологов, методистов, врачей. Они в доступной форме разъясняют родителям, какие трудности могут быть в физическом, личностном, психологическом и эмоциональном развитии у детей определенного возраста и как дома необходимо себя вести, чтобы их преодолеть.
В своей практике я, конечно, тоже столкнулась с такой проблемой, как маленькая посещаемость родителей на собраниях. Я попыталась создать свой механизм и алгоритм проведения подобных мероприятий. Самое главное в наших собраниях было и остается то, что каждый родитель может увидеть или услышать о своем ребенке, никого не забывая.
Итак, прежде всего подготовка к родительскому собранию.
·          Заинтересуйте родителей, даже самых занятых, проведением психологического тренинга. Наверняка, даже те мамы и папы, которые считают, что видят своего ребенка насквозь, заинтересуются такой программой. Это даст им возможность узнать их с новой стороны.
·          Придумайте для родительского собрания специальный мастер-класс. Например, это может быть программа спокойного убеждения малыша не делать то, что запрещено и не начинать скандал.
·          Родительское собрание можно проводить и тогда, когда в саду еще есть дети. Придумайте мероприятие, в котором они смогут поучаствовать совместно со своими родителями. Такая практика будет пользоваться особенной популярностью в группах, где родители в силу своей занятости не могут уделять детишкам должного внимания. Так вы привлечете внимание взрослых к проблемам детей и сможете ненавязчиво предложить пути преодоления трудностей.
·          Возможно, вам как воспитателю, приходится регулярно сталкиваться с жалобами детей на непонимание родителей. Для решения этой проблемы попробуйте организовать совместную театральную постановку. Это не обязательно должен быть традиционный утренник. Обыграйте ситуацию в сказке собственного сочинения и покажите ее вместе с детьми родителям. У малышей образное мышление, поэтому они подсознательно смогут перенести себя в героев сказки, а логика взрослых поможет осознать ошибки.
·          День открытых дверей. Организация такого мероприятия подразумевает доступ родителей в те помещения, которые они зачастую не видят, только приводя или забирая малыша из детсада. Проведите взрослых в спальню, на кухню, в спортзал и санузел.
·          Заранее проведите анкетирование родителей, чтобы узнать их отношение к предстоящей теме и, по возможности, откорректировать ее.
·          Чтобы обеспечить явку, изготовьте вместе с детьми специальные приглашения с аппликациями или рисунками. Заботливые родители не смогу их проигнорировать.
·          Запомнить собрание помогут специальные памятки с кратким содержанием встречи и советами.
·          Опрос по теме можно провести и с детьми, особенно если это касается их отношений с взрослыми. Запишите ответы малышей на магнитофон и дайте послушать родителям.
Что касается последнего пункта, обычно я перед собранием задаю вопросы детям (можно и не записывать на магнитофон), а затем те же вопросы задаю их родителям уже на собрании, получается игра «Хорошо ли я знаю своего ребенка?». Как правило в назначенное время родители приходят не все, а пока мы играем в эту игру в начале собрания, родители приходят, снимается всеобщее напряжение, родители иногда узнают много интересного о своем чаде и дальнейшее собрание проходит в положительной обстановке. Вопросы, конечно же, касаются тематики предстоящего собрания, например, что ты любишь делать в свободное время; чего или кого ты боишься; кем хочешь стать, когда вырастешь; хочешь ли ты в школу и почему и т.п. Родители, соответственно, отвечают на вопросы – чего боится ваш ребенок; что ваш ребенок любит делать в свободное время и т.д.
Итак, выбираем форму проведения родительского собрания в детском саду:
- форма проведения родительского собрания в детском саду выбирается в зависимости от цели и задач встречи, профессионализма воспитателя и особенностей его взаимодействия с родителями. Если обсуждаются серьезные наболевшие вопросы, то родительское собрание можно провести в форме обсуждения этого вопроса. Если педагогу не хватает квалификации, то на первых порах, он может применять традиционную форму проведения собраний и вставлять в него элементы нетрадиционных родительских собраний. Это позволит ему постепенно оттачивать педагогическое мастерство. Если родители при знакомстве ведут себя сдержанно, трудно идут на контакт с педагогом или друг с другом, правильное применение элементов нетрадиционных форм родительских собраний поможет раскрепостить их.
Очень полезно проводить встречи с родителями в более непринужденной обстановке. Для этого следует использовать нетрадиционные формы родительских собраний. Такие формы направлены на установление неформального контакта с родителями, проходят в виде чаепитий, включают сюжетные игры. Также популярны собрания, на котором и родители и дети присутствуют вместе. Родители также могут принять участие в подготовке и проведении утренников в детском саду. Нетрадиционные формы родительских собраний в детском саду позволяют родителям лучше узнать своих детей, так как они видят их в непривычной обстановке.
К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться. Написать план, подготовить наглядные и информационные материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей.
Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку. Начинать родительское собрание всегда надо с информации об успехах детей, рассказать, что они научились делать.
И самое главное, НЕЛЬЗЯ в коллективе родителей обсуждать проблемы отдельного ребенка. Для этого попросите этих родителей остаться после собрания.
В конце собрания я даю родителям примерные темы для следующих собраний, которые конечно же перекликаются с годовым планом, что бы они хотели обсудить в следующий раз, большинством выбираем и проводим. Вот, например,
·          игра в жизни ребенка;
·          как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду (особенно актуально для самых маленьких детей, или тех, кто перешел в новое дошкольное заведение);
·          семейные традиции;
·          роль отца в развитии речи ребенка;
·          правильно ли разговаривает малыш и что нужно, чтобы улучшить разговорные навыки и словарный запас;
·          значение пальчиковых игр в развитии творческих способностей;
·          повышение заинтересованности родителей в вопросах воспитания;
·          гиперактивность и, как следствие – невнимательность и неусидчивость ребенка;
·          отношения ребенка к живой и неживой природе, любви к окружающим;
·          жизнь ребенка в садике.
Заключительное родительское собрание в детском саду проводится в конце учебного года. На нем обсуждаются достигнутые результаты. На встречу с родителями можно пригласить логопеда или психолога. Они расскажут, как можно в домашних условиях подготовить детей к школе.
Обогащение родителей педагогическими знаниями и опытом – вот основная задача родительских собраний в детском саду. Воспитатели и узкие специалисты детского сада должны помочь родителям научиться понимать потребности ребенка. Продуманная и хорошо организованная работа с родителями будет способствовать более успешному достижению результатов учебно-воспитательной работы в детском саду.
Список используемой литературы.
1.        Опыт проведения родительских собраний. Г.Е. Трофимова. // Ж. Управление ДОУ. № 3, 2008.
2.        Родительские собрания в детском саду. С.В. Чиркова. – М., 2010
3.        Родительские собрания в ДОУ. /Методическое пособие/. О.Л. Зверева. Т.В. Кротова. М., 2009.
4.        Родительские собрания в детском саду. /Учебно – методическое пособие. Выпуск 2/. Т.Н. Зенина. М., 2008.
5.        Работа ДОУс семьей. А.В. Козлова. Р.П. Дешеулина. М., 2004.
2019