Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Гайнетдинова З.М. Работа с одаренными детьми

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
· креативности;
· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.
Известный педагог Л.В. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то насильственные действия вопреки природе человека. Он сам должен стремиться к этому. И работа учителя заключается не только в том, чтобы дать учащимся знания, но и в том, чтобы побудить интерес к предмету.
Среди учащихся нашей школы достаточно способных детей, проявляющих интерес к башкирскому языку. В своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием этих детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, региональных олимпиад, конкурсов.
Работа ведется в 2-х направлениях:
1.        Подготовка к олимпиадам и конкурсам по башкирскому языку и литературе.
2.        Организация научно-исследовательской работы с учащимся.
Олимпиады районного уровня проводятся среди 7-11 классов. Подготовка начинается уже с 5-6-х классов. Способный ученик отличается тем, что обладает логическим мышлением, прекрасной памятью, усидчивостью. Таким ученикам даю задания, требующие абстрактного мышления, выполнения творческой работы. Такая работа ведется систематически и приносит свои плоды. За последние 3 года в районных олимпиадах 8 учеников заняли призовые места.
Основная цель организации научно-исследовательской работы с учащимся – научить работать с научно-популярной литературой, собирать и обрабатывать материал, раскрывать основную идею выбранной темы, вызвать интерес к научной работе. Привлечение детей к такой работе начинается со среднего звена. Весь класс пишет реферат на заданную тему. Работа по поиску информации о писателе-юбиляре, районе или о нашей республике, выступления перед своими товарищами является толчком к развитию интереса к научной работе. Например, в 7 классе при изучении темы «Уфа – столица Башкортостана», мы не оставляем в стороне и другие города нашей республики. Затем с учениками, с интересом и творчески выполнившими рефераты, выбираем интересующие их темы для выполнения исследовательской работы. В ходе работы ребята учатся не только собирать и обрабатывать материал, но и выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. За последние 2 года выполнена работа, посвященная 100-летию со дня рождения известного тюрколога Джалиля Киекбаева, научно-исследовательская работа «Название г.Бирска». Ученица 11 класса работала над темой «Северо-западный диалог башкирского языка». Со своими работами учащиеся нашей школы участвуют в научно-практических конференциях в Бирске, Уфе, Салавате, занимают призовые места.
В школе создаются условия одарённым и талантливым детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. С этой целью проводятся предметные Недели, охватывающие учащихся всех ступеней обучения. За свои заслуги и победы учащиеся получают Грамоты, Благодарственные письма, Дипломы и подарки.
Список использованной литературы:
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 96 с.
2 Вахитова С.С. «Из опыта работы с одаренными детьми»., ж-л «Учитель Башкортостана» №8, 2010.
3. Интернет-материалы.






2019