Актуальные вопросы дошкольного образования

Воронина-Горбачёва Н.А. Современные представления о дидактической игре и ее место в педагогическом процессе детского сада

Библиографическое описание:
Воронина-Горбачёва Н.А. Современные представления о дидактической игре и ее место в педагогическом процессе детского сада // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Д.В Менджерицкая, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт).

Играэто наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Также она является одним из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

По мнению А. Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности. Содержание детских игр связано как с макро, так и с микросредой, в которой живет ребенок. Игры детей являются доказательством тесной связи их с миром взрослых.

Особую роль во всестороннем гармоничном развитии ребенка играют дидактические игры. В дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как универсальное средство воспитания и развития детей.

Согласно трактовке В.Н. Кругликова, «дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения».

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин, сформулированных Л.С. Выготским:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов;

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка.

В создании современной системы дидактических игр отводится роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

Классификация дидактических игр по Д.В. Менджерицкой:

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Е.И. Тихеевой выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Т.А. Маркова условно разделяет дидактическую игру на несколько стадий. Для каждой стадии характерны определенные проявления дет ской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры:

1 стадия - характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, на поминание о понравившейся игре;

2 стадия - ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей;

3 стадия - ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Таким образом, дидактическая игра – это доступный, полезный, эффектный метод воспитания и обучения детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Библиографический список

1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.: ил.

2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.: ил.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.: ил.

4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

5. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн., 1976.

6. Глебова, И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников / И.Ю. Глебова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 33-35.
2024-03-05 15:11 2024