Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Сухинина Т.В. Коррекционно-развивающее занятие в сенсорной комнате

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Цель: нормализация эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
·                        коррекционно-образовательные: уточнить, расширить представления детей о космосе;
·                        коррекционно-развивающие: развивать навык речевого общения, зрительного восприятия, внимания, творческого воображения; развивать общую и мелкую моторику; способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;
·                        коррекционно-воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия.
Оборудование: фибероптическое оборудование (светящийся шар, воздушно-пузырьковая колонна, «Весёлая тучка»), стол с подсветкой для песочной терапии, космический песок, аромалампа (эфирные масла мандарина, сандала), релаксационная музыка.

Ход занятия:

Заходим в сенсорную комнату, включена аромалампа
I. Организационный момент (создание настроя на совместную работу, вхождение в «сказку»):
Педагог: Друзья, вы хотите, отправится в космическое путешествие? Предлагаю отправиться в путешествие на необычном воздушном шаре.
Музыка 1[1].
Игра «Воздушный шар» (повышение тонуса). Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Педагог: «Представьте, что мы с вами огромный воздушный шар. Иногда шар будет подниматься высоко в небо (вдох), а иногда будет опускаться вниз (выдох). Высоко в небе мы увидим звезды, и чтобы их достать, мы будем поднимать руки вверх. А внизу на земле мы увидим цветы, и чтобы их потрогать, мы будем опускать руки вниз. Вдох - руки медленно поднимаем вверх, выдох - медленно опускаем вниз».
Выключается освещение, включается музыка, проектор или зеркальный шар
Педагог: Наш необычный воздушный шар поднялся так высоко, как не может подняться ни один обычный воздушный шар – в космос. Посмотрите наверх, вперед. Что вы видите? (Ответы детей).
Звезды вокруг нас. Представьте, что мы тоже звездочки и нам надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними поиграть. Потянемся лучиком правой руки, лучиком левой руки. Потянемся лучиком правой ноги, левой ноги.
II. Основная часть (рассказывание истории, активизация участников, развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме, формирование коммуникативных навыков, развитие зрительных анализаторов, мелкой моторики, координации движений, расслабление):
Включается воздушно-пузырьковая колонна
Пока мы играли, не заметили, как приблизились к астероидному дождю. Давайте понаблюдаем за ним.
Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (шарики, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем шарик». Каждый ребенок «ловит» шарик определенного цвета (следит пальчиком по поверхности трубки за движениями шариков сначала правой, затем левой рукой).
Включается «Весёлая тучка»
Музыка 2.[2]
Педагог: Мы попали под звездный дождь. Давайте ощутим звездные потоки. Вы чувствуете, как звездный дождь наполняет вас космической энергией? Вам уютно, приятно и тепло.
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики». Педагог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик. Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.
Педагог: Мы пролетели звездный дождь. Посмотрите, на нашем пути космическая пыль…
Включается стол для песка с подсветкой, музыка 3[3].
У каждого из вас есть небольшая горка космического песка. Попробуйте размять его руками. На что это похоже? Скажите, какой он на ощупь? Что вы чувствуете?
Каждый из детей находит в своей горке песка браслет, светящийся в темноте, рассказывает о чувствах, которые он вызывает
III. Итог.
Вам понравилось путешествовать в космосе? (Ответы детей)
А теперь нам пора возвращаться на нашу прекрасную планету «Земля». Садимся в наш воздушный шар.
Игра «Воздушный шар»
Музыка 1[4].

Используемая литература

1.                      Ароматерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aromaved.ru/efirnye-masla
2.                      Оборудование сенсорной комнаты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/housing/interior-design/sensoryroom.html
3.                      Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.
4.                      Платонова Ю.В. Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iulyaplatonowa.narod.ru/index/0-102
5.                      Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf
6.                      Сенсорная комната – шаг на пути развития «особого» ребёнка: метод.пособ./ Сост.-ред. М. Г. Тратканова. – Ижевск, 2015.
7.                      Сенсорная комната [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.lingvabona.ru/index.php?id=53
8.                      Сенсорные комнаты психологической разгрузки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medical-group.ru
9.                      Что такое сенсорная комната [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://missbagira.ru/themes/health/chto-takoe-sensornayakomnata
Используемая музыка
Шопот звёзд - http://muz-color.ru
Релакс (космическая музыка) - https://xmusik.me
Медитация (космическая музыка) - http://freemp3now.me/catalog/
suhinina2009@mail.ru, 8-913-465-88-60

[1] Релакс (космическая музыка) - https://xmusik.me

[2] Шопот звёзд - http://muz-color.ru

[3] Медитация (космическая музыка) - http://freemp3now.me/catalog/

[4] Релакс (космическая музыка) - https://xmusik.me
2018