НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Вивчарик О.А. Подготовка руки дошкольника к письму

Библиографическое описание:
Вивчарик О.А. Подготовка руки дошкольника к письму // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/78-1.pdf.

Подготовка руки дошкольника к письму

Из классической триады «чтение – счёт – письмо», пожалуй, именно третья составляющая доставляет больше всего проблем как самому будущему первокласснику, так и его родителям, а потом и учителям.

Чтобы в школе ребёнку было легче, руку к письму необходимо готовить. Начинать делать это можно и нужно задолго до того, как ребёнку предстоит пойти в школу. Конечно, подготовкой занимаются и в детском саду, но часто этого недостаточно. Родители обязательно должны уделять внимание этому важному этапу подготовки к школе. Особенно, если ребёнок не посещает детские дошкольные заведения и не развивает мелкую моторику на занятиях.

Чтобы написать слово, ребенок должен правильно воспринять его на слух (для этого необходима также достаточно развитая артикуляция), соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.

Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный.

Дошкольник только знакомится с письмом, поэтому этот период называют ориентировочной стадией. Первоначально малышу приходится прикладывать большие усилия и сознательно контролировать все свои действия, зрительно сверяя каждый элемент буквы с образцом. На этом этапе очень важно, чтобы у ребенка сформировался цельный образ буквы на основе чувственного опыта. Автоматизации письма можно

достичь с помощью регулярных упражнений.

Специалисты выделяют три стороны развития письма у дошкольников:

1.Техническая сторона (умение пользоваться канцелярскими принадлежностями);

2.Фонематическая сторона (умение различать звуки слова и сопоставлять их с буквами);

3.Графическая сторона (умение правильно отображать на бумаге знаки и символы, включая буквы и цифры).

Упражнения необходимые для подготовки руки к письму:

У детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) мышцы рук развиты еще недостаточно, поэтому традиционные занятия по прописям им не подходят. В этот период очень полезно выполнять упражнения, которые тренируют мелкую моторику и плавно готовят руку к письму.

Раскручивание юлы и волчка. Чтобы привести юлу в движение, ребенку необходимо напрягать руку и удерживать ее в определенном положении, а также производить движения вверх и вниз. Это отлично укрепляет кисти рук, а со временем, когда малыш научится запускать юлу тремя пальцами, тренирует правильных захват. Волчок внешне и по принципу действия схож с юлой. Чтобы раскрутить волчок, ребенку нужно совершить вращательное движение кистью, держась за ось тремя пальцами. Чем меньше размеры игрушки, тем сложнее малышу привести ее в движение.

Игры с крупами: перекладывание из емкости в емкость, просеивание, выкладывание дорожек, бросание в отверстие и так далее. Крупы также могут стать замечательным наполнением сенсорных коробок для малышей.

Шнуровка;

Игры с кинетическим песком;

Мозаика;

Лепка;

Пальчиковая гимнастика.

Это занятие подходит даже самым маленьким детям. Начинать упражнения рекомендуется с массажа пальцев (сначала массирует кончики пальцев, затем фаланги), а также поглаживания и растирания пястья и запястья. Пальчиковые игры развивают пластику пальцев, делают мелкие движения более скоординированными, что впоследствии помогает при письме.

Такие игры очень нравятся малышам, поэтому они с радостью воспримут их как ежедневный ритуал. Упражнения в практической жизни по системе Монтессори: уход за цветами, чистка обуви, накрывание на стол, уборка. Все эти незамысловатые на первый взгляд действия способствуют развитию координации и точности движений.

Подготовка руки к письму для детей 4-7 лет

Существует еще больше вариантов подготовки руки к письму для детей постарше:

1.Каплетарапия. Этот вид рисования при помощи разноцветных капель обладает большим потенциалом для подготовки руки к письму. Используя специальную пипетку для творчества, ребенок тренирует щипковый захват, а, значит, впоследствии, будет готов правильно держать пишущие принадлежности. Техника рисования каплями способствует развитию аккуратности, координации и точности движений руки.

2.Рисование и раскрашивание. Эти виды деятельности способствуют развитию двигательных ощущений и мелкой моторики. Рисуя, малыш учится проводить прямые и волнистые линии в разных направления, а также ограничивать свои движения в рамках заданной области. Кроме этого ребенок видит результат своей работы, что мотивирует его на дальнейшие успехи и совершенствование

3.В системе Монтессори для подготовки руки к письму используются специальные рамки-вкладыши. Задача ребенка – обвести рамку по контуру, а затем заштриховать получившуюся фигуру. В процессе этого малыш учится правильно держать карандаш и контролировать свою руку.

4.Шершавый алфавит (по Монтессори). Проводя пальцами по контуру букв, ребенок получает специфические тактильные ощущения, которые откладываются в памяти.

5.Вырезание и аппликация.

6.аписание букв на песке или манке.

7.Рисование мелом на доске.

8.Графические диктанты. Графические диктанты

Очень полезны для дошколят графические диктанты. Они не только развивают внимание и учат ориентироваться на листе, но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся. Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.

Это задание заключается в том, чтобы на листе в клеточку под диктовку нарисовать узор или изображение чего-либо (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее). Рисование по клеточкам отлично готовит руку к письму, а также развивает внимание, пространственное мышление и воображение.

9.Игра на музыкальных инструментах. Так, например, при игре на барабанах отлично тренируются сгибательные и разгибательные мышцы кистей, а игра на клавишных и струнных инструментах способствует развитию подвижности пальцев.

10.Пальчиковая гимнастика может быть интересна не только малышам, но и старшим дошкольникам.

11.Прописи для дошкольников. Этот способ подготовки руки к письму является самым распространенным. При выборе прописи обратите внимание на ее дизайн: он не должен быть слишком ярким и пестрым, иначе это будет только отвлекать малыша от задания. При этом интересное оформление со стихами, загадками и нарисованными персонажами только приветствуется. Желательно, чтобы в прописи присутствовали разнообразные упражнения: обводилки, штриховки, дорисовки. Уровень сложности заданий в рабочих тетрадях должен постепенно возрастать.

Правильно держать ручку и карандаш.

Важно научить ребёнка правильно держать ручку и карандаш. Проще сделать это, когда малыш только начинает проявлять интерес к рисованию. Чем раньше он привыкнет, тем проще будет ему потом, когда дело дойдёт до письма.

Существует множество способов научить ребёнка правильно держать ручку. Например, такие:

1 способ:

Дать малышу кусочек бумаги и попросить его прижать этот кусочек к ладони двумя пальцами (безымянным и мизинцем), оставшимися пальцами он должен будет держать ручку или карандаш.

2 способ:

Покажите ребёнку, как нужно держать ручку: не щепотью, а положив её на средний палец и придерживая большим и указательным. При этом указательный палец может свободно двигаться, ручка от этого не упадёт. Ей хватает опоры на два оставшихся пальца. Можно даже поиграть в игру «Птичка». Объясните малышу, что указательный пальчик – это птичка, которая клюёт зёрнышки, и постучите пальцем по ручке: тук-тук-тук. Если впоследствии малыш будет забывать о том, как правильно держать ручку или карандаш, просто спросите его: «А где птичка?». И ребёнок тут же вспомнит и игру, и то, как правильно держать письменные принадлежности.

Подготовка руки к письму – это неотъемлемая часть подготовки к обучению в школе. Благодаря своевременной подготовке руки к письму можно избежать множества трудностей при обучении в школе.

Как определить, готов ли ребёнок к письму?

Для этого педагогами составлено немало тестов. Например, тест «Школьная зрелость» Керна-Йорасика (его легко найти в Интернете) направлен в том числе и на выяснение того, должным ли образом подготовлена ли рука будущего школьника.

Можно предложить ребёнку выполнить и такие задания:

Покажите дошкольнику нарисованный круг диаметром 3 – 3,5 см. Попросите его нарисовать точно такой же. При оценке выполнения задания учитывайте следующее:

Ребёнок должен нарисовать фигуру, близкую по размерам к исходной.

Круг должен походить на круг (пусть и не идеально ровный), не на какую-нибудь другую геометрическую фигуру.

Линия должна быть сплошной (непрерывной), плавной, достаточно уверенно проведённой.

Нажим не должен быть слишком слабым.

Движения ребёнка при выполнении задания должны быть свободными и уверенными.

Попросите дошкольника заштриховать любой несложный силуэт (облако, мячик, грушу). Если ребёнок раньше не занимался штриховкой, покажите ему образец. Направление штриховки (горизонтально, вертикально, по диагонали) ребёнок может выбрать сам. При оценке результатов учитывайте:

Ровность и параллельность линий. Аккуратность выполнения.

Точность движений.

Сохранение примерно одинакового интервала между линиями.

Даже если вашему ребёнку в школу не в этом году, проведите такие тесты, и вы увидите, нужно ли готовить руку малыша более тщательно и целенаправленно. Если да, то используйте способы, предложенные в статье, или придумывайте свои. И всё у вас получится.

Используемая литература:

1. О подготовке руки к письму. Дошкольное воспитание. 2005.

2. Пальчиковые игры. Дошкольное воспитание. 2003.

3. Прописи будущего первоклассника: пособие для детей 5-7 лет / Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2017

4. Солнечные ступеньки. Подготовка к письму. Часть 2. Издательство: ВК Дакота, 2017
2024