НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кожевникова И.Г., Лоцманова Г.В., Борисова Н.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к чувашской устной речи методом билингвизма

Библиографическое описание:

Кожевникова И.Г., Лоцманова Г.В., Борисова Н.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к чувашской устной речи методом билингвизма // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf.

Аннотация: Встатье раскрываются вопросы изучения и развития родного языка в дошкольном образовательном учреждении. Авторами описано применение разнообразных образовательных технологий и методов с целью развития разговорной речи детей на чувашском языке.

Ключевые слова: родной язык, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение.

В детских садах нашей огромной страны группы многонациональны и в них иногда бывают сложности в ходе общения между детьми. Отсюда у педагогов возникают трудности при организации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Раннее знакомство со вторым языком помогает воспитанникам в дальнейшей жизни, именно поэтому сейчас увеличивается количество билингвальных и полилингвальных детских садов. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что многоязычие положительно сказывается на быстроте реакции и логического мышления воспитанников, а также на развитии их памяти и внимания. Полноценно развивающиеся билингвы в будущем хорошо учатся и отлично усваивают науки, литературу и иностранные языки.

Мы убедились, что развивать билингвальность важно начинать с детского сада. Родную речь некоторые дети слышат с рождения в семье, а русский язык как государственный, им нужен для дальнейшего межнационального общения. Из наблюдений мы заметили, что с годами пропадает культура чувашского языка и интерес к нему. Родители все меньше используют родной язык в общении с детьми, именно поэтому мы хотим выделить важность обучения детей родному и русскому языку.

Именно в дошкольном возрасте важно формировать у ребенка интерес к прошлому своего народа, культуре, традициям и духовным ценностям через обучение чувашского языка и произведений национальной культуры. В процессе изучения языка в детях зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям и обычаям чувашского народа.

В нашем детском саду знакомство с родным языком начинается со средней группы. Основными задачами работы дошкольного образовательного учреждения в этом направлении являются воспитание у ребенка интереса к устной речи, формирование желания слушать и понимать чувашскую речь, разговаривать. В детском саду ознакомление дошкольников с чувашским языком легко осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении и при использовании разнообразных методов и приемов, которые способствуют формированию и обогащению знаний каждого ребенка. Это непосредственно образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии, индивидуальная работа, фольклор и многое другое.

Работа по данной проблеме нами осуществляется постепенно. На тематических утренниках, где выступления детей проходят на русском языке, мы вспоминаем знакомые стихи и песни на чувашском языке. Таким образом, изо дня в день дети проявляют интерес к выступлениям на чувашском языке. Мы активно включаем чувашские сценки во время проведения праздников.

С целью приобщения дошкольников к чувашской устной речи в течение дня мы используем методы билингвизма в режимных моментах. Для того, чтобы приобщить воспитанников к восприятию чувашской речи, мы рассказываем им истории и сказки, слушаем чувашские музыкальные произведения.

Обучение и воспитание проводится систематично и последовательно. Знакомя детей с культурой чувашского народа, мы уделяем большое внимание созданию атмосферы национального быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств детей и развивают их любознательность.

Дошкольников окружают предметы, характерные для чувашского народного быта, что позволяет детям ощутить себя частью своего народа. Поэтому особое значение имеет национальный уголок в группе, который мы оборудовали в доступном для детей месте. Ребята в течение дня интересуются историей, символикой родной Республики, национальными костюмами, игрушками, предметами чувашской одежды, элементами чувашского орнамента и их смысловым значением.

На практике мы убедились, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста, активно применяем тигровые технологии с целью преодоления языкового барьера. Разнообразные игры, использование песен, стихотворений, считалок и пословиц помогают сделать процесс обучения чувашскому языку интересней и продуктивней. В часть формируемой участниками образовательного процесса нами включается чувашская речь, используется краеведческий материал, а также произведения национальной культуры.

На образовательной деятельности по физическому развитию активно применяем народные подвижные игры с целью развития устной чувашской речи. Совместно с воспитанниками разучиваем народные подвижные игры, где используется краеведческий материал, чувашская речь и произведения национальной культуры. При распределении игровых ролей используются народные считалки и жеребьевки. В процессе двигательной деятельности детей через подвижные игры укрепляется здоровье воспитанников, развивается разговорная чувашская речь, а также они приобщаются к традициям родного народа. Народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка.

Проанализировав результаты работы, можно сделать вывод о том, что систематическая работа с использованием грамотно подобранных образовательных технологий способствует формированию разговорной речи детей дошкольного возраста на родном языке. Уже сейчас можно говорить о положительных изменениях. Процесс обучения чувашскому языку приобщает детей к истокам культуры чувашского народа, формирует у них нравственно-патриотические качества, прививает у них любовь к народным традициям и обычаям, создает благоприятные условия для воспитания толерантной личности.

Мы не останавливаемся на достигнутом, а планируем активно продолжать работу по данному направлению. Будем открывать для себя новые формы и технологии, которые помогут нам достичь высоких результатов в воспитании патриотических качеств дошкольников и обучения детей родному языку.

Список литературы:1. Кожанова М. Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования / М. Б. Кожанова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева, 2005. – 120 с.

2. Кузнецова, Л. В. Программа образования ребенка-дошкольника / Л. В. Кузнецова и др. – Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006. – 292 с.
2023