Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Пономарева А.А. Формирование профессиональной компетентности студентов в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Статья посвящена вопросу повышения качества подготовки педагога дополнительного образования в изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Совершенствование методов, форм и средств проведения уроков, создание художественно-педагогической среды способствуют развитию художественно-педагогических способностей студентов.
Профессиональное педагогическое образование характеризуется переходом от парадигмы «знаний» к личностно-ориентированной; актуализируется значение образования как базы сохранения культурной, «мировоззренческой матрицы» личности, складывающейся из совокупности главных представлений о мире и человеке, ценностей и смыслов, знаний, умений и навыков, опыта жизнедеятельности, в которой процессы профессионального совершенствования интегрируются в пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации.
Формирование профессионального мастерства студента колледжа является одной из первостепенных задач образовательного процесса. Также необходимо отметить, что профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и ДПИ в большой степени характеризуется степенью развития художественно-педагогических способностей, а их развитие проходит в разных сферах. С позиции деятельностного подхода необходимо выделить следующие сферы: учебную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, педагогическую. Для того, чтобы развитие художественно-педагогических способностей было более эффективно, необходимо создавать педагогические условия для максимальной реализации личности студента в этих сферах деятельности.
Процесс развития художественно-педагогических способностей студентов на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному искусству осуществляется по следующим направлениям:
1.       Включение традиций национально - художественной культуры и народной педагогики в систему занятий.
2.       Организация экскурсий в музеи, выставочные залы и в другие места для ознакомления и изучения произведений, изделий изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
3.       Использование нетрадиционных, инновационных форм уроков и элементов народной педагогики.
4.       Организация исследовательской работы в целях сохранения и развития традиционной народной культуры, включая региональный компонент.
Во время практических занятий по декоративно – прикладному искусству предлагаются такие тренировочные упражнения и изделия, которые способствуют постоянному творческому поиску студентов. Студенты через эмоциональное отношение к народной культуре переходят к освоению знаний по истории, особенностям формы, цвета, композиции, мотивов определенного вида промысла, а затем уже к формированию умений и навыков работы с инструментами, оборудованием, художественной обработке материалов.
Разработанные творческие задания для студентов определяют новые ориентиры в художественном, эстетическом, патриотическом воспитании будущих педагогов дополнительного образования.
Предложенные студентам творческие задания на уроках имеют разные цели и задачи, но методические рекомендации, и структура творческой деятельности имеют много общего. Так, разработка эскизов начинается с демонстрации образцов народного искусства, творческих работ студентов, преподавателя, подробного изучения художественных традиций в каждом промысле. Далее студенты выполняют изделие по собственным эскизам или по образцам. В полной мере творческими эти разработки еще не являются, но они выполняются на основе анализа и комбинирования аналогичных работ, поэтому характеризовать данный вид деятельности можно как частично-поисковый. Главное внимание в постановке задач уделяется авторской ответственности за проект и исполненное изделие.
Важной составляющей развития художественно творческих способностей студентов мы считаем необходимость проводить исследования в рамках своей деятельности в области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Проводя исследование, будущий педагог включается в процесс поиска наиболее эффективных путей, способов обучения, изучения и использования в своей работе передового педагогического и художественного опыта. Система научно-исследовательской работы студентов колледжа - это неотъемлемая составляющая образования, направленная на формирование педагога-профессионала, самостоятельной, активной, творческой личности.
Правильно организованная исследовательская деятельность становится одним из основных средств самореализации студентов в профессиональной и творческой областях, средством самоутверждения в выбранном виде деятельности. Таким образом, научно-исследовательская работа становится действенным средством вовлечения будущих педагогов в процесс творческого освоения своей профессии, оказывающей воздействие на развитие художественно-педагогических способностей.
Выполнение научно-исследовательской работы убеждает студента в собственных силах, поднимает его самооценку. Результаты, которые студент достигает в процессе исследовательской деятельности, стимулирует его к самосовершенствованию, что, в свою очередь, отражается на уровне его профессиональных притязаний.
На занятиях используются различные средства, формы и методы обучения и воспитания. Педагогическое руководство деятельностью студентов рассматривается не как организованное воздействие на последних, а как форма организации общения, сотрудничества, и сотворчества обучающихся и преподавателей, педагогической поддержки обучающихся в самореализации и самоорганизации. Чтобы процессы развития, саморазвития были наиболее эффективными, необходимо создавать пространство для свободы личности. В соответствии с этим, важнейшей особенностью педагогического руководства деятельностью студентов является его индивидуализированный, личностный характер. В обучении очень важной проблемой является обеспечение каждому студенту успеха деятельности.
Каждое занятие должно быть оснащено необходимыми наглядными пособиями, технологическими картами, информационно- коммуникативными технологиями. Роль наглядного материала в процессе обучения определяется деятельностью и целью этой деятельности, которая ведет к усвоению учебного материала.
Обязательным заданием для студентов является разработка уроков по народному декоративно-прикладному искусству. В работе над наглядными пособиями у студентов развиваются не только художественные способности, но и педагогические. Им необходимо качественно выполнять изобразительную часть пособия, продумать вопросы доступности восприятия, последовательность технологических приемов, примерный текст изложений своих знаний и умений. Это создает условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов, развивает профессиональные качества будущего специалиста. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин эстетического цикла, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка презентаций, защита квалификационных работ с творческими работами в различных технологиях (роспись по дереву, металлу, стеклу; графика и живопись; вышивка; бисероплетение; батик и др. виды.
Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно- действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.
Такой подход позволяет студенту выступать в роли режиссера, актера, учителя, ученика, консультанта, художника, организатора деятельности детей или однокурсников. Чем разнообразнее выполняемые студентом роли, тем более разностороннее развивается личность будущего специалиста, его профессиональные способности.
В области преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства принята форма индивидуального выполнения творческого задания. Сочетание индивидуальной и групповой форм работы позволяет более эффективно решать задачи развития художественно- педагогических способностей студентов. Это дает возможность выполнять более сложную в техническом исполнении авторскую работу.
Работа в небольшом коллективе мобилизует человека, поскольку от его собственных действий и слаженности действий группы зависит общий результат, преобладающее значение в ряду качеств личности начинают играть сознательность и самостоятельность. Организация творческой деятельности в коллективе имеет большое значение, так как стимулирует студентов к самообучению и саморазвитию, выявляет специфические способности, умения и навыки на различных этапах выполнения заданий.
Одной из важных сторон народного искусства является его направленность на воспитание подрастающего поколения через передачу традиций. Такая направленность является основой для собственного совершенствования студентов в любом виде прикладного искусства. Параллельно с изучением технологии прикладного искусства идет процесс совершенствования методических приемов ведения занятий, то есть происходит развитие художественно-педагогических способностей у будущих педагогов дополнительного образования. Особенно это становится очевидным, когда студенты выходят на педагогическую практику.
Деятельность педагога дополнительного образования представляет собой решение ряда педагогических задач. Чаще всего выделяют следующие типы учебных педагогических задач для студентов:
- педагогические задачи аналитического характера, предполагающие выработку умений анализировать и оценивать педагогическую ситуацию, определять факторы, влияющие на возникновение проблемы, а также намечать возможные пути и методы ее устранения;
-педагогические задачи проектировочного плана, предполагающие выработку умений самостоятельно находить способы решения поставленной задачи, разработку определенного «проекта» организации предметного содержания и формы деятельности обучающихся.
-игровые задачи, предполагающие умение строить взаимоотношения с обучающимися или группой обучающихся, добиваться осуществления планов.
Умение студентов решать эти задачи проявляется в процессе педагогической практики.
Глубокое понимание выразительных возможностей, традиционных приемов и композиций, специфики ведения работы при выполнении изделия позволит студенту оценить пройденный им путь, позволит сравнивать методику, сложившуюся на основе личного опыта, с методиками, предлагаемыми другими авторами или народными мастерами.
Процесс художественно-творческого самовыражения включает:
- внутреннюю мотивацию, удовлетворяющую устремления и потребности личности студента- будущего педагога дополнительного образования;
- эстетическую активность, выражаемую через имманентную направленность сознания на предмет художественно-творческой деятельности;
- творческое воображение, способствующее путем аглютинации, гиперболизации, типизации и другим создавать новые образы;
- эмоциональную эмпатию - вчувствование в художественный объект стимулирует эмоциональную напряженность восприятия, вызывает удивление, воображение, ассоциации с событиями внутренней жизни, возникающие в эмоциональной памяти жизненными впечатлениями;
- эстетическое отношение к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Отсюда следует, что формирование художественно-творческого самовыражения представляет собой процесс целенаправленного развития воображения, мотивации, эмоционально-эстетического опыта, художественного вкуса, эмпатии, эстетической активности, формирования художественно-педагогических способностей и профессиональной компетентности студента в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
2017